Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Полоцкого райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа №14 имени М.С. Гриневича
г. Полоцка
Рекомендации педагогам по работе с учащимися с аутизмом (расстройствами аутистического спектра)
Расстройства аутистического спектра (РАС) – нарушения психического развития, при которых страдает в первую очередь способность к коммуникации, социальному взаимодействию. Поведение детей с РАС отличается стереотипностью (многократное повторение однотипных движений) и нередко сопровождается агрессией, криками, негативизмом. Уровень интеллекта может быть различным: от одаренности до глубокой умственной отсталости.
Как обучать детей с аутизмом?
Памятка для родителей
«Умение рассказывать – залог успешного будущего»
Уважаемые родители!
Вашему вниманию представлены неоторые правила, выполнение которых поможет вам развивать речь ребёнка в домашних условиях.
1.Старайтесь больше разоваривать с ребёнком, задавайте вопросы, просите отвечать более подробно.
3.Не ругайте ребёнка, если он говорит неправильно, просто повторите эту фразу в верном варианте.
5.Старайтесь не оставлять вопросы детей без ответов, даже если их большое количество.Обязательно поощряйте это желание спрашивать, ведь именно так ребёнок стремиться познакомиться с окружающим миром, войти с ним в контакт и потом рассказать о том, что его больше всего интересует.
8.Чтобы речь хорошо развивалась, играйте с ребёнком, рисуйте, лепите. Ведь от подвижности пальцев рук зависит речь малыша.
9.Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми, не критикуйте при посторонних.
11.Проявляйте интерес к событиям жизни детей, рассказывайте о своих эмоциях.
свернуть
Ежегодно 2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day). Дата была установлена резолюцией № A/RES/62/139 от 18 декабря 2007 года на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН с целью подчеркнуть необходимость помогать людям, страдающим неизлечимым заболеванием, и повышать уровень их жизни.
Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины. Аутизм – это расстройство, в возникновении которого играет роль комплекс факторов. Очень большую роль играют генетические факторы: нарушения на уровне генов, молекул, хранящих в себе информацию о том, как должен формироваться и развиваться человеческий организм. Но чаще аутизм возникает в результате взаимодействия генетических факторов и факторов среды, в которой развивается ребенок.
Важно знать, что при условии качественной поддержки, учета потребностей и благожелательного отношения окружающих, дети с РАС могут успешно адаптироваться в социуме.
свернутьРекомендации для педагогов, работающих с семьями, воспитывающими детей с особенностями психофизического развития
- Относиться ко всем учащимся одинаково вовсе не означает быть справедливым. Быть справедливым – это предоставлять каждому учащемуся все то, что ему требуется, удовлетворять всем его потребностям. Надо помнить, что у некоторых учеников может наблюдаться неврологическое состояние, которое они не всегда могут контролировать;
- Очень важно помнить, что детям с ОПФР может понадобиться много времени, чтобы запомнить какую-либо новую информацию, и они могут быстро устать. При объяснении нового материала старайтесь говорить медленнее, чтобы учащиеся успевали следить за вашим рассказом;
- Убедитесь в том, что все учащиеся чувствуют себя комфортно и защищено в классе в вашем присутствии. Помните о том, что в жизни ваших воспитанников каждый день происходят какие-то события: как хорошие, так и плохие. Из-за несовместимости настроений учащихся может возникнуть проблема;
- Познакомьтесь с родителями ребенка. Заинтересовывайте и подключайте их к процессу. Действуйте сообща. Вам нужна взаимопомощь. Вы должны встречаться с родителями один раз в день / неделю / месяц, в зависимости от необходимости. Вы можете делать это на собраниях, можете созваниваться по телефону или писать друг другу по электронной почте, в мессенджерах.
свернутьПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ПРИДУМЫВАЕМ ИСТОРИИ ВСЕЙ СЕМЬЁЙ»
Умение рассказывать является одним из главных навыков успешного человека и один из важных аспектов развития ребёнка.
Как же научить детей составлять истории?
Определимся с базовыми вещами, которые должны быть у любой истории: начало, середина и конец. Также, чтобы история была интересной, в ней должен присутствовать конфликт и его разрешение.
Обратитесь к историям из жизни.
Если вы испытываете трудности с придумыванием сюжета или героев для вашей истории, вы можете вспомнить истории из своей жизни — из вчерашнего дня или из раннего детства. Подумайте, когда вы в последний раз попадали в смешную ситуацию или ловко справлялись с какой-то проблемой — добавьте немного красочных деталей, и история готова. Дети особенно любят истории о том, как их родители были маленькими, потому что им сложно поверить в то, что вы были взрослыми не всю свою жизнь — этот факт их постоянно удивляет и восхищает.
Добавьте узнаваемости.
Детям нравится истории, с которыми они чувствуют особенную связь — например, главного героя зовут так же, как и вашего ребенка, или у него в жизни происходит то же самое, с чем ваш ребенок недавно столкнулся. Вам не обязательно придумывать целый сюжет на основе вашей жизни — просто добавьте пару узнаваемых деталей (вроде любимого питомца или велосипеда определенного цвета), и ваша история сразу же станет привлекательнее и интересней.
Превратите историю в спектакль
Несмотря на то, что рассказывание историй не требует от вас никакого реквизита, ничего не мешает вам превратить свое повествование в настоящее представление, используя театральные приемы.
Делайте драматичные паузы, меняйте темп повествования, ускоряя его в сценах погони и замедляя его, чтобы добавить напряжения. Пусть ваши персонажи говорят разными голосами, смеются, плачут, шепчут, задыхаются от быстрого бега и сердятся почти по-настоящему.
Одно предупреждение: однажды ваши дети могут не поддержать ваши артистические усилия и попросить рассказывать все «нормальным голосом». Что ж, это их выбор, просто будьте к этому готовы.
Используйте все свое тело.
Если вам захочется большей театральности, вы можете задействовать в повествовании не только возможности своего голоса, но и своего тела. У вас нет книги, а это значит, что ваши руки совершенно свободны — вы можете махать ими как крыльями, стучать ими как топот ног приближающихся гоблинов, вы можете танцевать и кривляться.
Привлекайте аудиторию.
Позвольте своим детям принять участие в создании истории. Пусть они сами придумают имя для главного героя или решат, куда он отправится. Также удобно привлекать детей к работе над историей, если вы сами оказались в творческом тупике или выбились из сил — дети способны генерировать множество крутых и безумных идей, которые вы можете использовать в своих дальнейших историях.
Придумайте саундтрек.
Еще один способ превратить детей из слушателей в участников повествования — это позвать их на роль вашего звукорежиссера. Вручите ребенку музыкальные инструменты, которые есть у вас в доме (даже если это две барабанные палочки, которыми он будет стучать по перевернутому ведру) и попросите создать звуковое сопровождение для вашей сказки.
Помните: рассказывание историй не заменяет чтение!
Совместное чтение — это отдельное и совершенно незаменимое занятие в родительском арсенале. Плюс, читая детские книжки, вы набираетесь знаний и опыта для своих собственных историй, а ребенок учится следить за сюжетом, изучает особенности языка и смотрит картинки, что уж тут.
Рассказывание историй, наоборот, не предполагает наличия картинок, а потому очень полезно для детской фантазии (и фантазии родителя, который эти истории придумывает, конечно). Оно не требует специальной обстановки (наличия книги и источника света) и отлично пригождается во время длинных переездов или долгого ожидания.
Чтение и рассказывание не заменяют, а дополняют друг друга — так же идеально, как овощи и злаки в тарелке вашего ребенка (ну или макароны и хлеб).
Желаем вам успехов!
Богатырёва Ольга Николаевна
свернутьПоздравляем учащегося 9 "А" класса Вишневского Андрея с победой! На открытом первенстве СДЮШОР№ 2 по тяжёлой атлетике,посвящённом Дню защитника Отечества, Андрей занял 1 место!
свернуть
ЯПОНСКАЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Для улучшения памяти, внимания, сосредоточенности, концентрации, успокоения нервной системы.
1. Две руки ладонями внутрь расположить перед глазами на уровне груди. Начиная с левого мизинца внимательно рассмотреть каждый палец, затем также начиная с левого мизинца сгибаем поочередно каждый палец сначала на левой руке, затем на правой, также начиная с мизинца. Согнуть, подержать кулачки, выпрямить (20 раз).
2. И. п. – то же. Начиная с указательного пальца левой руки нажимать большим пальцем на верхнюю подушечку пальцев поочередно на левой руке, затем на правой. Затем на двух руках вместе (20 раз).
Для развития сосредоточенности.
Левую руку сжать в легкий кулачок. Правая рука — в виде сжатой "стрелки" из пальцев, направить ее в основание мизинца левой, не прикасаясь. Ощутить поток "энергии". Руки поменять (20 раз).
Для развития концентрации, успокоения нервной системы.
Найти глазами центральную точку ладони, нажать на нее раз большим пальцем. Поменять руки (20 раз).
Для развития памяти.
1. Большим пальцем левой руки нажать на нижнюю подушечку указательного пальца, сгибая его при этом, а затем выпрямляя. Затем поочередно на остальные. На правой руке начинать с мизинца. Потом на обеих руках вместе (20 раз).
2. Согнуть пальцы обеих рук в "кошачий коготь" или крючок.
3. Поочередно начиная с указательного пальца соединяем все пальцы с большим, образуя "круг". Начинаем с левой руки.
4. Сделать "захват" согнутыми в крючок указательными пальцами обеих рук, затем средними и т.д., потянуть, расправить диафрагму, закончить большим пальцем.
5. Руки поднять вверх, делать поочередно "захват" "крючками" из пальцев в разные стороны, потянуть позвоночник вверх.
6. Упражнение с орехами (2 ореха). Всеми пальцами катать орехи по внутренней и внешней сторонах ладоней по часовой и против часовой стрелки.
7. Не очень острой палочкой (можно исписанным стержнем шариковой ручки) легко "покалывать" ладони рук, начиная с левой, по часовой и против часовой стрелки.
Подготовила учитель-дефектолог Качинская Инна Александровна
свернутьУПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4?)
2. Придумывание слов с определенным количеством звуков.
3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а).
4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля-Коля, Толя, Поля).
5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук (дом-сом, лом, ком, том, лом).
6. Образование из звуков данного слова как можно большего количества слов, ТРАКТОР - рак, так, рот, рок, ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт, крот, такт, тракт.
7. Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.
8. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а, б.нокль и т.д.
9. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте (шуба, уши, кошка).
10. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк.
11. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.
12. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк, па-паром, па-паруса.
13. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т.д.
Р У Ч К А
рот Уля час кот Аня
роза угол чаша каша аист
рукав улица чехол корка астра
14. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом-мак-кот-топор-рука.
15. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
16. Слово-загадка. Пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква и т.д.
П . . . . . . . . . . (простокваша).
17. Вписать букву в кружок. Рак-раО, каОа и т.д.
Подготовила учитель-дефектолог Качинская Инна Александровна
свернутьПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
1. Определение количества слогов в слове и их последовательности (сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3?).
2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов.
3. Составление слов из слогов, данных вразбивку (слоги потеряли свое место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ток-ло-мо, ка-сум).
4. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов (какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
5. Образование новых слов путем наращивания ребенком слогов к данному слову (какой слог надо добавить к слову «пол», чтобы получилось новое слово?).
6. Перестановка слогов в слове для получения нового слова.
7. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове (положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2,3,4-сложных слов – в другое).
8. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
9. Выделять гласные звуки (сколько в слове гласных, столько и слогов).
10. Назвать гласные в слове (подбираются слова, произношение которых не отличается от написания (лужа, пила, лом, канава).
11. Записать гласные данного слова.
12. Выделить первый слог из названий картинок, записать его. Объединив слоги в слово, предложение, прочитать полученное слово или предложение. Улей, домик, машина, луна, жаба, У, дома, лужа.
13. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки: - буз, ут-, лод-, ка-, ка-даш.
14. Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Подготовила учитель-дефектолог Качинская Инна Александровна
свернутьИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ
ПИЛКА ДРОВ. Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.
ГРЕЕМСЯ НА МОРОЗЕ. Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
НАДУЕМ ИГРУШКУ. Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через в отверстие игрушки.
ЛИСТЬЯ ШЕЛЕСТЯТ. Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они «зашелестели».
БАБОЧКИ. Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены тонкими нитками к «полянке». Дуть на бабочку можно только при одном выдохе. По сигналу «Красная бабочка полетела» дети дуют на бабочек красного цвета и т. д.
ЗАДУТЬ СВЕЧУ. По очереди подносится детям зажженная свеча. По сигналу: «Тихий ветерок» – дети медленно выдыхают так, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу: «Сильный ветер» – дети стараются на одном выдохе задуть свечу.
ПОКАТАЙ КАРАНДАШ. Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш.
КОСТЕР. Перед детьми кладется макет костра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается раздувать «угасающий» костер, вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.
ЧАЙНИК ЗАКИПЕЛ. У каждого ребенка пузырек с узким горлышком диаметром 1-1,5 см. По сигналу «У Саши чайник закипел» один из детей (Саша) дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.
СНЕЖИНКИ ЛЕТЯТ. На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу: «Снежинки летят».
ВЕРТУШКА. Детям предлагается длительно подуть на вертушку, чтобы она плавно вертелась.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА
ЭХО. Детей распределяют на две группы. Одна из групп – «Эхо». Первая группа громко произносит гласные звуки (А, О, У) или сочетания гласных (АУ, УА, ОА, УИ). Вторая группа тихо повторяет. Меняются ролями.
ВЬЮГА. Перед детьми сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: У-у-у... По сигналу: «Сильная вьюга» – дети громко произносят: «У-у-у...». По сигналу: «Вьюга затихает» – дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу: «Вьюга закончилась» – замолкают.
Подготовила учитель-дефектолог Качинская Инна Александровна
свернутьГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1. "Перекрестные движения"
При движении одновременно с правой рукой двигается левая нога и одновременно с левой рукой двигается правая нога. Можно проводить эти упражнения под музыку.
2. "Ленивые восьмерки"
Сначала рисуют в воздухе восьмерку правой рукой, затем левой, затем одновременно правой и левой.
3. "Энергизатор"
Приложить ладонь к вискам. Выдохните с силой воздух. Медленно вдохните. Голова начинает легко подниматься, поднимается лоб, затем шея и верхняя часть тела. Нижняя часть тела и плечи расслаблены. Выдыхая, опускайте подбородок к груди. Вытяните голову-вперед, потягивая заднюю часть шеи. Расслабьтесь и глубоко дышите.
4. "Шапка для размышления"
Мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
5. "Точки мозга"
Левую руку положить на пупок. Правой рукой массируем точки, которые расположены сразу же под ключицей, с правой и левой сторон груди. Представьте, что на носу у Вас кисточка и вы рисуете ей бабочку — 8 на потолке.
6. "Симметричные рисунки"
Двумя руками одновременно рисуем в воздухе любые фигуры.
7. "Активизация руки"
Держите одну руку рядом с ухом. Мягко выдохните воздух через сжатые губы, одновременно активируя мышцы и подталкивая кисть другой рукой в четырех направлениях (вперед, назад, к себе, от себя).
8. "Качание головой"
Дышите глубоко, расслабьте плечи, уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
9. "Сова"
Ухватите плечо и сожмите его мышцы. Поверните голову так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко и разведите плечи назад. Теперь посмотрите через другое плечо, опять разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите, держа плечо другой рукой.
Подготовила учитель-дефектолог Качинская Инна Александровна
свернутьРекомендации родителям «Как преодолеть трудности в обучении»
Рекомендации для педагогов, работающих с семьями, воспитывающими детей с особенностями психофизического развития
- Относиться ко всем учащимся одинаково вовсе не означает быть справедливым. Быть справедливым – это предоставлять каждому учащемуся все то, что ему требуется, удовлетворять всем его потребностям. Надо помнить, что у некоторых учеников может наблюдаться неврологическое состояние, которое они не всегда могут контролировать;
- Очень важно помнить, что детям с ОПФР может понадобиться много времени, чтобы запомнить какую-либо новую информацию, и они могут быстро устать. При объяснении нового материала старайтесь говорить медленнее, чтобы учащиеся успевали следить за вашим рассказом;
- Убедитесь в том, что все учащиеся чувствуют себя комфортно и защищено в классе в вашем присутствии. Помните о том, что в жизни ваших воспитанников каждый день происходят какие-то события: как хорошие, так и плохие. Из-за несовместимости настроений учащихся может возникнуть проблема;
- Познакомьтесь с родителями ребенка. Заинтересовывайте и подключайте их к процессу. Действуйте сообща. Вам нужна взаимопомощь. Вы должны встречаться с родителями один раз в день / неделю / месяц, в зависимости от необходимости. Вы можете делать это на собраниях, можете созваниваться по телефону или писать друг другу по электронной почте, в мессенджерах.
свернуть