Пилотный проект Всемирного банка

Обоснование участия в пилотном проекте Всемирного Банка

Обоснование участия государственного учреждения образования

«Средняя школа №14 имени М.С. Гриневича г.Полоцка» в   пилотном проекте Всемирного Банка «Модернизация системы образования Республики Беларусь»

Школа представляет собой социокультурное пространство, где созданы условия для осуществления образовательного процесса, раскрытия творческих способностей учащихся. Именно в школе закладывается основной фундамент, который станет основой жизни с учетом требований времени.

Удаленность от центра города и расположенность вблизи сельских населенных пунктов позволяет учебному заведению занять особое место в жизни микрорайона. Выполняя социальный заказ, школа предполагает не только получение детьми качественных знаний по учебным предметам, но и их развитие, сохранение здоровья, адаптацию к социальным условиям жизни, эффективное трудоустройство, вовлечение в образовательный процесс всего местного населения.

По причине удаленности населенных пунктов от досуговых центров, спортивных комплексов основной упор в создании условий для организации досуговой деятельности делается на школу, которая является центром культурно-просветительной (досуговой) и спортивной работы. Важнейшая задача – защита интересов детей, молодежи, семьи, помощь в преодолении  существующих противоречий между семьей и школой, снятие психологических барьеров между взрослыми и детьми, создании благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности,  профориентация и качественное трудоустройство выпускников, их адаптация в новых социально-экономических условиях.

На данный момент население микрорайона Громы, где располагается государственное учреждение образования «Средняя школа №14 г.Полоцка», составляет около 17 тысяч человек.

Средняя школа №14 в Полоцке была построена в 1974 году. Проектная мощность учреждения составляет 1 135 человек. За данный период в учреждении не проводился капитальный ремонт. В здании расположено 42 учебных кабинета (из них 12 кабинетов для проведения занятий факультативов музыкальной направленности), 2 мастерские обслуживающего и технического труда, малый и большой спортивные залы, тренажерный зал, 3 кабинета учителей-дефектологов, школьный музей, столовая на 130 мест, актовый зал.

В 2023/2024 учебном году в учреждении обучается 470 учащийся, 21 классов-комплектов, 9 классов интегрированного обучения и воспитания, 35 учащихся занимаются в пункте коррекционно-педагогической помощи.

На базе учреждения работает 2 образцовых коллектива (детский образцовый хор «Делиция» и народный ансамбль «Настроение»). Визитной карточкой учреждения является коллектив барабанщиц.

Педагогический коллектив осуществляет реализацию социального проекта «Школа для всех, школа для каждого», республиканского межведомственного проекта «Школа – территория здоровья».

В 2023/2024 учебном году, рассмотрев запросы учащихся и их родителей и, учитывая социальный заказ государства,  планируется открыть профильную группу аграрной направленности на базе 10-го класса. Сегодня педагогический коллектив успешно осуществляет сотрудничество с несколькими учебными заведениями и предприятиями агропромышленного комплекса, которые готовы стать социальными партнерами.

Историко-патриотический клуб «Памяти достойны…» объединяет вдохновленных педагогов и учащихся в сфере патриотического воспитания и международного сотрудничества уже в течение 5-ти лет.

Кроме этого, в учреждении предоставлено помещение для работы филиала центральной библиотечной системы, детско-юношеских спортивных школ (тяжелая атлетика, кикбоксинг), которые оказывают услуги для детей и взрослых всего микрорайона.

С 1 сентября 2021 г. в рамках реорганизации произошло присоединение государственного учреждения образования «Базовая школа №5 г.Полоцка», что увеличило численность учащихся до 550 человек, при условии присоединения государственного учреждения образования «Богатырская базовая школа Полоцкого района» учреждение сможет предложить свои услуги социокультурного центра и для 120 учащихся сельской местности. При этом при организации подвоза в учреждение будут доставляться порядка 60 учащихся из 6 сельских населенных пунктов.

Учреждение расположено фактически в центре микрорайона, что дает возможность тесного взаимодействия всех категорий микросоциума: обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов, населения. Традиционными стали массовые культурные мероприятия для жителей микрорайона на территории школы.

В учреждении обучаются дети из 28 многодетных семей, порядка 70 процентов всех семей имеют статус неполных, где воспитанием и содержанием детей занимается один из родителей. Невысокий уровень дохода семей микрорайона не всегда позволяет сделать доступным определенные виды услуг. Поэтому основная функция учреждения как социокультурного центра – это создание доступной сферы для организации образовательного процесса и организации свободного времени.

Социокультурные услуги позволят организовать детей во внеурочное время, которые будут пользоваться спросом в вечернее время и в выходные дни родителями с детьми и населением микрорайона, организациями, расположенными на территории микрорайона и учреждениями дополнительного образования:

Цель проекта:

- обеспечение спектра социальных услуг в соответствии с запросами населения с учетом требований нормативных правовых актов  в сфере образования;

- улучшение качества жизни населения;

- снижение  социальной напряженности;

- повышение уровня обучения детей в сельской местности;

- повышение социальной значимости образования, культуры и спорта через вовлечение в сферу образования и воспитания населения микрорайона.

Задачи проекта:

- обеспечить создание современной образовательной  и развивающей среды для развития всех субъектов образовательного процесса;

- создавать качественные условия обучения в УОСО, принимающих учащихся из закрытых и (или) реорганизованных учреждений общего среднего образования, проводить  в них капитальный ремонт, модернизацию или реконструкцию;

- создавать условия для предоставления образовательных, социально-культурных услуг для организации социально-досуговой деятельности населения.

Основные направления социокультурных услуг населению:

1. Использование населением фондов школьных библиотек, проведение на их базе объединений по интересам, творческих встреч, семинаров, тренингов.

Данное направление позволит:

-  пользоваться фондом школьной и районной библиотек, посещать электронные ресурсы;

-  показывать услуги по распечатке, ксерокопированию и сканированию;

-  проводить виртуальные экскурсии по мировым музеям;

-  проводить культурно-образовательные мероприятия.

2. Предоставление спортивных залов, тренажеров, стадионов, площадок воркаута, скалодромов, инвентаря населению для физкультурно-оздоровительных занятий в различных формах.

Данная услуга позволит:

- популяризовать здоровый образ жизни, создать необходимые условия для развития физической культуры, активно заниматься спортом, организовывать физически активный отдых;

- организовать не только  образовательный процесс, но и удовлетворять запросы населения разных возрастных групп по предоставлению физкультурно-оздоровительных услуг;

-  проводить физкультурно-оздоровительные занятия аэробикой и фитнесом для людей пожилого возраста;

-  проводить соревнования, эстафеты, спортивные игры;

-  проводить занятия по горно-пешеходному туризму;

-  использовать тренажерный зал в вечернее время и в выходные дни.

3. Организация обучения населения пользованию компьютером, использованию современных информационно-коммуникационных технологий.

Данная услуга позволит:

- освоить курс по обучению компьютерной грамотности, основ программирования;

- шире использовать информационно-коммуникативные технологии в повседневной жизни;

- освоить основы робототехники для детей и взрослых.

4. Организация консультаций и занятий для родителей, в том числе дети которых имеют особенности психофизического развития.

Данная услуга позволит:

- оказывать коррекционно-педагогическую, консультационную и реабилитационную помощь;

- способствовать успешной социализации их в обществе;

-  организовывать занятия лечебной физкультурой;

- организовывать сопровождение детей с особенностями развития (тьютерство) совместно с ЦКРОиР.

5. Обучение основным разговорного иностранного языка лиц различных возрастных категорий, подготовка к централизованному тестированию.

Данная услуга позволит:

-  овладеть иностранным языком;

-  уметь понимать иностранный язык (аудирование);

-  выражать свои мысли и общаться (говорение);

-   понимать написанное (чтение) и излагать  свои мысли на иностранном языке (письмо).

6. Обучение правилам здорового образа жизни, воспитание личной ответственности за сохранение своего здоровья.

Данная услуга позволит:

-  организовать работу с населением по пропаганде здорового питания;

-  провести обучение по приготовлению блюд национальной кухни, диетического питания;

-  провести обучение по приготовлению блюд национальной кухни, диетического питания;

- провести мастер-класс по обучению молодых семей основам здорового питания, эстетического оформления блюд;

-  проведение Дней здорового питания для детей и их родителей.

7. Обучение современным технологиям в быту.

Данная услуга позволит:

-    предоставить спектр услуг по обучению навыков кройки и шитья, вязания, вышивания;

-    выполнить работы по художественной обработке древесины;

-    осуществить художественно-оформительские работы;

-    изготовить сувенирную продукцию, продукцию по запросам населения.

8. Подготовка детей к школе.

Данная услуга позволит:

-    помочь детям адаптировать к условиям школьного обучения;

-    развить мышление, внимание, память, речь и воображение;

-    научить находить общий язык со сверстниками, работать в парах и группах, стать более самостоятельными;

-    раскрыть способности ребенка, чтобы в дальнейшем он смог легко учиться и активно участвовать в жизни класса.

 

         Выполнение мероприятий в рамках данного Проекта обеспечит более эффективное использование материально-технических, финансовых ресурсов, а также предоставит равные условия для получения образования учащимися, как в городской, так и сельской местности. Предоставит населению социокультурные услуги в соответствии с индивидуальными культурными вкусами и запросами, создадут условия для улучшения здоровья, быта, отдыха и досуга, которые будут способствовать более рациональному использованию свободного времени, что в конечном счете формирует условия, образ и уровень жизни населения.

         Мероприятия Проекта структурированы по следующим направлениям:

  1. Создание качественных условий обучения посредством совершенствования материально-технической базы (приложение 1)

1.2.         проведение работ по тепловой модернизации (ремонт кровли, утепление стен, замена оконных и дверных блоков);

1.3.         ремонт пищеблоков с заменой устаревшего технологического энергозатратного оборудования на современное – энергосберегающее;

1.4.         ремонт актового и спортивных залов, школьных стадионов;

1.5.         ремонт системы освещения;

1.6.         улучшение бытовых условий (замена сантехники и инженерных сетей).

  1. Оснащение учреждений общего среднего образования учебно-лабораторным оборудованием: кабинеты физики, биологии, технического и обслуживающего труда

2.1. приобретение современной демонстрационной и мультимедийной учебной аппаратуры, компьютерной техникой с обучающими контролирующими  программами, в том числе лингвистических классов;

2.2. создание высокотехнологичной образовательной среды, которая включает использование продуктивных образовательных технологий компьютерных, информационных и мультимедийных систем интерактивных досок, современного учебного оборудования и средств обучения, мебели, пособий, моделей, макетов, спортивного инвентаря и оборудования, спортивных тренажеров.

3. Создание единого образовательно-культурного, развивающего пространства для предоставления социально-культурных услуг населению обслуживаемой школой территории (приложение 3).

 

         Реализация Проекта позволит:

-    повысить доступность и качество общего среднего образования;

-    укрепить материально-техническую базу учреждений общего среднего образования;

-    создать здоровые и безопасные условия пребывания учащихся в учреждениях общего среднего образования;

-    привести в безопасное и надлежащее состояние объекты образования, оборудовать здания учебных заведений системами видеонаблюдения, автоматической пожарной сигнализации;

-    внедрить в образовательный процесс новое поколение учебно-методических комплексов по всем учебным предметам, факультативным занятиям;

-    шире использовать информационные и компьютерные технологии, современные средства обучения;

-    оснастить учреждение образования современным игровым, спортивным, учебным и другим оборудованием;

-    предоставить равные условия для получения образования учащимися, как в городской, так и сельской местности;

-    предоставить населению социокультурные услуги в соответствии с индивидуальными культурными вкусами и запросами;

-    создать условия для улучшения здоровья, быта, отдыха и досуга;

-    рационально использовать свободное время, что в конечном счете формирует условия, образ и уровень жизни населения.

 

1 и 2 пусковой капитального ремонта был выполнен в рамках данного проекта и завершен в 2022 году