Обоснование участия в пилотном проекте Всемирного Банка
Обоснование участия государственного учреждения образования
«Средняя школа №14 имени М.С. Гриневича г.Полоцка» в пилотном проекте Всемирного Банка «Модернизация системы образования Республики Беларусь»
Школа представляет собой социокультурное пространство, где созданы условия для осуществления образовательного процесса, раскрытия творческих способностей учащихся. Именно в школе закладывается основной фундамент, который станет основой жизни с учетом требований времени.
Удаленность от центра города и расположенность вблизи сельских населенных пунктов позволяет учебному заведению занять особое место в жизни микрорайона. Выполняя социальный заказ, школа предполагает не только получение детьми качественных знаний по учебным предметам, но и их развитие, сохранение здоровья, адаптацию к социальным условиям жизни, эффективное трудоустройство, вовлечение в образовательный процесс всего местного населения.
По причине удаленности населенных пунктов от досуговых центров, спортивных комплексов основной упор в создании условий для организации досуговой деятельности делается на школу, которая является центром культурно-просветительной (досуговой) и спортивной работы. Важнейшая задача – защита интересов детей, молодежи, семьи, помощь в преодолении существующих противоречий между семьей и школой, снятие психологических барьеров между взрослыми и детьми, создании благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности, профориентация и качественное трудоустройство выпускников, их адаптация в новых социально-экономических условиях.
На данный момент население микрорайона Громы, где располагается государственное учреждение образования «Средняя школа №14 г.Полоцка», составляет около 17 тысяч человек.
Средняя школа №14 в Полоцке была построена в 1974 году. Проектная мощность учреждения составляет 1 135 человек. За данный период в учреждении не проводился капитальный ремонт. В здании расположено 42 учебных кабинета (из них 12 кабинетов для проведения занятий факультативов музыкальной направленности), 2 мастерские обслуживающего и технического труда, малый и большой спортивные залы, тренажерный зал, 3 кабинета учителей-дефектологов, школьный музей, столовая на 130 мест, актовый зал.
В 2023/2024 учебном году в учреждении обучается 470 учащийся, 21 классов-комплектов, 9 классов интегрированного обучения и воспитания, 35 учащихся занимаются в пункте коррекционно-педагогической помощи.
На базе учреждения работает 2 образцовых коллектива (детский образцовый хор «Делиция» и народный ансамбль «Настроение»). Визитной карточкой учреждения является коллектив барабанщиц.
Педагогический коллектив осуществляет реализацию социального проекта «Школа для всех, школа для каждого», республиканского межведомственного проекта «Школа – территория здоровья».
В 2023/2024 учебном году, рассмотрев запросы учащихся и их родителей и, учитывая социальный заказ государства, планируется открыть профильную группу аграрной направленности на базе 10-го класса. Сегодня педагогический коллектив успешно осуществляет сотрудничество с несколькими учебными заведениями и предприятиями агропромышленного комплекса, которые готовы стать социальными партнерами.
Историко-патриотический клуб «Памяти достойны…» объединяет вдохновленных педагогов и учащихся в сфере патриотического воспитания и международного сотрудничества уже в течение 5-ти лет.
Кроме этого, в учреждении предоставлено помещение для работы филиала центральной библиотечной системы, детско-юношеских спортивных школ (тяжелая атлетика, кикбоксинг), которые оказывают услуги для детей и взрослых всего микрорайона.
С 1 сентября 2021 г. в рамках реорганизации произошло присоединение государственного учреждения образования «Базовая школа №5 г.Полоцка», что увеличило численность учащихся до 550 человек, при условии присоединения государственного учреждения образования «Богатырская базовая школа Полоцкого района» учреждение сможет предложить свои услуги социокультурного центра и для 120 учащихся сельской местности. При этом при организации подвоза в учреждение будут доставляться порядка 60 учащихся из 6 сельских населенных пунктов.
Учреждение расположено фактически в центре микрорайона, что дает возможность тесного взаимодействия всех категорий микросоциума: обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов, населения. Традиционными стали массовые культурные мероприятия для жителей микрорайона на территории школы.
В учреждении обучаются дети из 28 многодетных семей, порядка 70 процентов всех семей имеют статус неполных, где воспитанием и содержанием детей занимается один из родителей. Невысокий уровень дохода семей микрорайона не всегда позволяет сделать доступным определенные виды услуг. Поэтому основная функция учреждения как социокультурного центра – это создание доступной сферы для организации образовательного процесса и организации свободного времени.
Социокультурные услуги позволят организовать детей во внеурочное время, которые будут пользоваться спросом в вечернее время и в выходные дни родителями с детьми и населением микрорайона, организациями, расположенными на территории микрорайона и учреждениями дополнительного образования:
Цель проекта:
- обеспечение спектра социальных услуг в соответствии с запросами населения с учетом требований нормативных правовых актов в сфере образования;
- улучшение качества жизни населения;
- снижение социальной напряженности;
- повышение уровня обучения детей в сельской местности;
- повышение социальной значимости образования, культуры и спорта через вовлечение в сферу образования и воспитания населения микрорайона.
Задачи проекта:
- обеспечить создание современной образовательной и развивающей среды для развития всех субъектов образовательного процесса;
- создавать качественные условия обучения в УОСО, принимающих учащихся из закрытых и (или) реорганизованных учреждений общего среднего образования, проводить в них капитальный ремонт, модернизацию или реконструкцию;
- создавать условия для предоставления образовательных, социально-культурных услуг для организации социально-досуговой деятельности населения.
Основные направления социокультурных услуг населению:
1. Использование населением фондов школьных библиотек, проведение на их базе объединений по интересам, творческих встреч, семинаров, тренингов.
Данное направление позволит:
- пользоваться фондом школьной и районной библиотек, посещать электронные ресурсы;
- показывать услуги по распечатке, ксерокопированию и сканированию;
- проводить виртуальные экскурсии по мировым музеям;
- проводить культурно-образовательные мероприятия.
2. Предоставление спортивных залов, тренажеров, стадионов, площадок воркаута, скалодромов, инвентаря населению для физкультурно-оздоровительных занятий в различных формах.
Данная услуга позволит:
- популяризовать здоровый образ жизни, создать необходимые условия для развития физической культуры, активно заниматься спортом, организовывать физически активный отдых;
- организовать не только образовательный процесс, но и удовлетворять запросы населения разных возрастных групп по предоставлению физкультурно-оздоровительных услуг;
- проводить физкультурно-оздоровительные занятия аэробикой и фитнесом для людей пожилого возраста;
- проводить соревнования, эстафеты, спортивные игры;
- проводить занятия по горно-пешеходному туризму;
- использовать тренажерный зал в вечернее время и в выходные дни.
3. Организация обучения населения пользованию компьютером, использованию современных информационно-коммуникационных технологий.
Данная услуга позволит:
- освоить курс по обучению компьютерной грамотности, основ программирования;
- шире использовать информационно-коммуникативные технологии в повседневной жизни;
- освоить основы робототехники для детей и взрослых.
4. Организация консультаций и занятий для родителей, в том числе дети которых имеют особенности психофизического развития.
Данная услуга позволит:
- оказывать коррекционно-педагогическую, консультационную и реабилитационную помощь;
- способствовать успешной социализации их в обществе;
- организовывать занятия лечебной физкультурой;
- организовывать сопровождение детей с особенностями развития (тьютерство) совместно с ЦКРОиР.
5. Обучение основным разговорного иностранного языка лиц различных возрастных категорий, подготовка к централизованному тестированию.
Данная услуга позволит:
- овладеть иностранным языком;
- уметь понимать иностранный язык (аудирование);
- выражать свои мысли и общаться (говорение);
- понимать написанное (чтение) и излагать свои мысли на иностранном языке (письмо).
6. Обучение правилам здорового образа жизни, воспитание личной ответственности за сохранение своего здоровья.
Данная услуга позволит:
- организовать работу с населением по пропаганде здорового питания;
- провести обучение по приготовлению блюд национальной кухни, диетического питания;
- провести обучение по приготовлению блюд национальной кухни, диетического питания;
- провести мастер-класс по обучению молодых семей основам здорового питания, эстетического оформления блюд;
- проведение Дней здорового питания для детей и их родителей.
7. Обучение современным технологиям в быту.
Данная услуга позволит:
- предоставить спектр услуг по обучению навыков кройки и шитья, вязания, вышивания;
- выполнить работы по художественной обработке древесины;
- осуществить художественно-оформительские работы;
- изготовить сувенирную продукцию, продукцию по запросам населения.
8. Подготовка детей к школе.
Данная услуга позволит:
- помочь детям адаптировать к условиям школьного обучения;
- развить мышление, внимание, память, речь и воображение;
- научить находить общий язык со сверстниками, работать в парах и группах, стать более самостоятельными;
- раскрыть способности ребенка, чтобы в дальнейшем он смог легко учиться и активно участвовать в жизни класса.
Выполнение мероприятий в рамках данного Проекта обеспечит более эффективное использование материально-технических, финансовых ресурсов, а также предоставит равные условия для получения образования учащимися, как в городской, так и сельской местности. Предоставит населению социокультурные услуги в соответствии с индивидуальными культурными вкусами и запросами, создадут условия для улучшения здоровья, быта, отдыха и досуга, которые будут способствовать более рациональному использованию свободного времени, что в конечном счете формирует условия, образ и уровень жизни населения.
Мероприятия Проекта структурированы по следующим направлениям:
- Создание качественных условий обучения посредством совершенствования материально-технической базы (приложение 1)
1.2. проведение работ по тепловой модернизации (ремонт кровли, утепление стен, замена оконных и дверных блоков);
1.3. ремонт пищеблоков с заменой устаревшего технологического энергозатратного оборудования на современное – энергосберегающее;
1.4. ремонт актового и спортивных залов, школьных стадионов;
1.5. ремонт системы освещения;
1.6. улучшение бытовых условий (замена сантехники и инженерных сетей).
- Оснащение учреждений общего среднего образования учебно-лабораторным оборудованием: кабинеты физики, биологии, технического и обслуживающего труда
2.1. приобретение современной демонстрационной и мультимедийной учебной аппаратуры, компьютерной техникой с обучающими контролирующими программами, в том числе лингвистических классов;
2.2. создание высокотехнологичной образовательной среды, которая включает использование продуктивных образовательных технологий компьютерных, информационных и мультимедийных систем интерактивных досок, современного учебного оборудования и средств обучения, мебели, пособий, моделей, макетов, спортивного инвентаря и оборудования, спортивных тренажеров.
3. Создание единого образовательно-культурного, развивающего пространства для предоставления социально-культурных услуг населению обслуживаемой школой территории (приложение 3).
Реализация Проекта позволит:
- повысить доступность и качество общего среднего образования;
- укрепить материально-техническую базу учреждений общего среднего образования;
- создать здоровые и безопасные условия пребывания учащихся в учреждениях общего среднего образования;
- привести в безопасное и надлежащее состояние объекты образования, оборудовать здания учебных заведений системами видеонаблюдения, автоматической пожарной сигнализации;
- внедрить в образовательный процесс новое поколение учебно-методических комплексов по всем учебным предметам, факультативным занятиям;
- шире использовать информационные и компьютерные технологии, современные средства обучения;
- оснастить учреждение образования современным игровым, спортивным, учебным и другим оборудованием;
- предоставить равные условия для получения образования учащимися, как в городской, так и сельской местности;
- предоставить населению социокультурные услуги в соответствии с индивидуальными культурными вкусами и запросами;
- создать условия для улучшения здоровья, быта, отдыха и досуга;
- рационально использовать свободное время, что в конечном счете формирует условия, образ и уровень жизни населения.
1 и 2 пусковой капитального ремонта был выполнен в рамках данного проекта и завершен в 2022 году