Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Полоцкого райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа №14 имени М.С. Гриневича
г. Полоцка
Памятка для педагогов и родителей по профилактике нарушения осанки у школьников
Проблема нарушения осанки у детей была всегда актуальна, но в наше время она приобретает все большие масштабы. Это связано с изменением качества жизни. Люди, благодаря новомодным гаджетам и инновациям, доступным видам городского и личного транспорта, перестают двигаться и все чаще ведут малоподвижный образ жизни. Всех больше страдают от этого дети, так как в период формирования скелета важно двигательная активность, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. Нарушение осанки очень распространено в школьном возрасте, так как на маленький организм ложится колоссальная нагрузка в плане проживания учебного дня, носки школьных принадлежностей, долгого пребывания на рабочем месте, вместо того, чтобы бегать, прыгать и играть. Конечно, школьной программой предусмотрены меры профилактики развития и равномерной нагрузки на опорно-двигательную систему, но ребенку нужен постоянный контроль, как со стороны преподавателей, так и со стороны родителей. Давайте разберемся в вопросе о нарушении осанки у школьников и мерах ее профилактики.
Какие нарушения в организме вызывает неправильная осанка
Нарушение осанки влияет на все системы и органы человеческого тела, так как вследствие искривления позвоночника в определенную сторону смещаются и все органы. Нарушается их работа, и возникают сопутствующие заболевания. Неправильная осанка может привести к следующим проблемам.
Как распознать нарушение осанки
Неправильная осанка возникает в результате недоразвития мышечного корсета спинных мышц. Из-за этого возникают неестественные вогнутости и выпуклости. Самым распространенным заболеванием, характеризующимся искривлением позвоночного столба, является сколиоз.
Чтобы определить и выявить дефекты, вызванные нарушением осанки в школьном возрасте, и вовремя принять меры необходимо осмотреть ребенка в двух плоскостях – саггитальной и фронтальной.
Нарушения осанки в саггитальной плоскости характеризуется следующими моментами:
Эти изменения вызванные осанкой, нарушенной вследствие систематического неправильного положения тела ребенка, могут дополняться еще и вторичными признаками:
Нарушения осанки в фронтальной плоскости характеризуются несимметричностью половин спины и всего тела. К примеру, это могут быть следующие признаки:
Как предотвратить нарушение осанки у школьников
Для того чтобы избежать проблем с осанкой и заболеваний позвоночного столба в будущем необходимо соблюдать некоторые требования:
Нарушение осанки у школьников требует серьезного и длительного лечения, в которое входит целый комплекс мероприятий. Одним из важнейших методов лечения нарушения осанки у школьников является лечебная физкультура.
Некоторые упражнения для исправления осанки:
свернуть
28 декабря к педагогическому совету по инновационной деятельности учреждения образования была подготовлена выставка методических материалов (14 разработок воспитательных мероприятий по формированию здорового образа жизни), статей в газете "Полоцкий вестник" о спортивно-массовых мероприятиях, проведенных на базе УО, а также дипломов педагогов-победителей районного конкурса "Здоровый выбор-2023"
свернутьПлан реализации межведомственного проекта
«Школа – территория здоровья»
на 2023-2024 учебный год
№ п/п |
Содержание мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственные |
1. Общие организационные мероприятия: |
|||
1.1. |
Издание приказа о реализации проекта |
сентябрь 2023 |
Гриб О.Н., директор школы |
1.2. |
Разработка детального плана мероприятий по реализации проекта на текущий учебный год |
сентябрь 2023 |
Кулинок О.И., зам. директора по ВР |
1.3. |
Размещение на сайте учреждения образования информации о проекте и мероприятиях в рамках проекта «Школа – территория здоровья» |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Василенко К.В., техник- программист |
1.4. |
Ознакомление всех педагогических работников учреждения образования, обучающихся, законных представителей несовершеннолетних с проектом посредством проведения родительских собраний, классных часов, педагогических советов, совещаний при директоре |
сентябрь 2023 |
Руководство школы, классные руководители |
1.5 |
Мониторинг и анализ здоровьесберегающей деятельности учреждения образования при организации образовательного процесса |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Петрович И.М., зам. директора по УР |
2. Организация и осуществление образовательного процесса, направленного на сохранение психического и физического здоровья всех участников образовательного процесса, режим работы учреждения |
|||
2.1. |
Организация образовательного процесса в соответствии с СанПиНом, санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации зданий учреждений образования (расписание уроков, факультативных занятий, занятий объединений по интересам, режимные моменты группы продленного дня, нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий и др.) |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Петрович И.М., зам. директора по УР |
2.2. |
Организация внеурочной деятельности, мероприятий шестого школьного дня |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Кулинок О.И., зам. директора по ВР |
2.3 |
Контроль за соблюдением требований безопасности, правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и требований в учреждении образования |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Администрация школы, педагоги школы |
2.4 |
Обеспечение контроля за выполнением запрета курения на территории школы |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Гриб О.Н., директор школы |
2.5 |
Создание условий и обеспечение материально-технической базы для проведения занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Гриб О.Н., директор школы |
2.6 |
Медицинское обследование учащихся призывного возраста |
по графику военкомата |
Сафронов П.М., руководитель военно-патриотического воспитания |
2.7 |
Создание комфортных условий для пребывания учащихся в школе: обеспечение питьевого, теплового, светового режимов, оформление и оборудование учебных кабинетов |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Гриб О.Н., директор школы Фондукова Е.Г., зам. директора по ХР, классные руководители |
2.8 |
Работа педагогов, направленная на формирование здорового образа жизни посредством изучения учебных предметов (основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура и здоровье, биология, химия, обществоведение, литература, география и др.) |
согласно учебным программам сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Учителя-предметники
|
2.9 |
Организация режима учебного дня: правильное размещение учащихся при посадке за парты; физкультминутки на уроках; гимнастика для глаз на каждом уроке; влажная уборка и режим проветривания классов; соблюдение температурного режима; контроль уровня высоты столов и стульев в классах, коррекция их в течение года |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Петрович И.М., заместитель директора по УР, классные руководители |
2.10 |
Индивидуальные и групповые консультации с учащимися и родителями о профилактике гриппа и вирусных инфекций |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Классные руководители, фельдшер школы |
2.11 |
Контроль состояния здоровья учащихся после болезни (наличие справки от врача) |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Классные руководители, фельдшер школы |
2.12 |
Осмотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям: проветривание, освещение, отопление, вентиляция, уборка |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Фондукова Е.Г., заместитель директора по ХР |
3. Мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающих условий в учреждении образования, организации гигиенического обучения и воспитания, питания обучающихся |
|||
3.1. Материально-техническое и кадровое обеспечение учреждения образования с целью решения здоровьесберегающих задач |
|||
3.1.1 |
Укрепление материально-технической базы школы |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Гриб О.Н., директор школы |
3.1.2 |
Участие педагогических работников в семинарах, вебинарах, МО классных руководителей по вопросам здоровьесбережения |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Кулинок О.И., заместитель директора по ВР |
3.2. Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся |
|||
3.2.1 |
Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Кулинок О.И., заместитель директора по ВР, педагог социальный |
3.2.2 |
Обучение учащихся правилам безопасного поведения в Интернете, информационной безопасности, минимизации рисков, связанных с причинением информацией вреда здоровью, нормальному физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и социальному развитию |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Педагог социальный, классные руководители |
3.2.3 |
Организация и проведение семинаров по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, неинфекционных заболеваний для учащихся, родителей, педагогов
|
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Педагог социальный, педагог-психолог |
3.2.4 |
Организация и проведение семинаров по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, неинфекционных заболеваний для учащихся в рамках реализации республиканского проекта «Родительский университет» |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Кулинок О.И., заместитель директора по ВР, педагог социальный, педагог-психолог, классные руководители, фельдшер
|
3.2.5 |
Проведение единых «Дней здоровья» |
каждая вторая суббота месяца |
Макеенко В.М., Заблоцкая А.Л., учителя физической культуры и здоровья, классные руководители |
3.2.6 |
Проведение внутришкольной круглогодичной спартакиады |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Заблоцкая А.Л., Макеенко В.М., Чистяков Е.В., учителя физической культуры и здоровья |
3.2.7 |
Проведение мероприятий согласно плану работы школы спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Заблоцкая А.Л., Макеенко В.М. учителя физической культуры и здоровья, классные руководители |
3.2.8 |
Проведение спортивных праздников, конкурсов, олимпиад, туристических слетов, направленных на формирование здорового образа жизни с активным привлечением родителей учащихся |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Заблоцкая А.Л., Макеенко В.М., учителя физической культуры и здоровья, Островская О.С., педагог-организатор, воспитатели ГПД |
3.2.9 |
Работа объединений по интересам «Спочан – японское фехтование», «Баскетбол» |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Заблоцкая А.Л., Макеенко В.М., учителя физической культуры и здоровья |
3.2.10 |
Анализ занятости детей, в том числе на всех видах контроля, физкультурой и спортом, занятость в объединениях по интересам спортивной направленности |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Педагог социальный, классные руководители
|
3.2.11 |
Участие в районных спортивных соревнованиях |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Заблоцкая А.Л., учитель физической культуры и здоровья |
3.2.12 |
Проведение тематических недель, акций, классных и информационных часов, внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Кулинок О.И., зам. директора по ВР, Островская О.С., педагог-организатор классные руководители 1-11 классов, воспитатели ГПД |
3.2.13 |
Проведение профилактических недель: неделя позитива «Улыбнись жизни»; неделя без вредных привычек «Профилактика вредных привычек»; «Скажи НЕТ наркотикам»; неделя «В будущее без СПИДа»; неделя безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни и др. |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Педагог социальный, педагог-психолог |
3.2.14 |
Проведение декад, месячников, единых дней здоровья по сохранению жизни и здоровья, формированию ЗОЖ: |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Кулинок О.И., зам. директора по ВР, Островская О.С., СППС, классные руководители, воспитатели ГПД
|
- Неделя безопасности «В центре внимания – дети!» |
декабрь |
||
- Всемирный день борьбы против СПИДа |
декабрь |
||
- Всемирный день профилактики травматизма |
сентябрь |
||
- Всемирный день предотвращения самоубийств; |
октябрь |
||
- Всемирный день психического здоровья |
ноябрь |
||
- Всемирный день некурения. Профилактика онкологических заболеваний; |
март |
||
- Всемирный день борьбы с туберкулезом |
апрель |
||
- Всемирный день здоровья |
май |
||
- Всемирный дня без табака |
январь |
||
- День профилактики гриппа и ОРЗ |
март |
||
- Международный день борьбы с наркотиками |
май |
||
- Всемирный день гигиены рук |
май |
||
- Международный день семьи |
май |
||
- Всемирный день памяти людей, умерших от СПИДа. |
декабрь |
||
3.2.15 |
Проведение просветительской работы в период подъёма заболеваемости вирусной инфекцией |
в период подъёма заболеваемости |
фельдшер |
3.2.16 |
Проведение бесед, классных часов с учащимися по вопросам безопасного поведения; организация индивидуальной работы по предотвращению несчастных случаев и травматизма |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Классные руководители |
3.2.17 |
Просмотр видеофильмов по формированию культуры здорового образа жизни, фильмов профилактической направленности |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Классные руководители |
3.2.18 |
Организация тематических книжных выставок, презентация специальной литературы по вопросам здорового образа жизни |
постоянно |
Библиотекарь |
3.2.19 |
Прогулки, подвижные игры на свежем воздухе, экскурсии, походы на природу |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Классные руководители, воспитатели ГПД |
3.2.20 |
Спортивные соревнования и праздники, спортивно-массовые, спортивно-развлекательные мероприятий в рамках шестого школьного дня |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Макеенко В.М., Заблоцкая А.Л., учителя физической культуры и здоровья, Островская О.С., педагог-организатор, классные руководители |
3.2.21 |
Привлечение родителей с детьми к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Макеенко В.М., учитель физической культуры и здоровья, классные руководители |
3.2.22 |
Оздоровление учащихся в школьном лагере дневного пребывания (в том числе и в круглосуточных лагерях) |
в каникулярный период
|
Кулинок О.И., зам. директора по ВР, классные руководители |
3.3. Работа педагога-психолога и педагога социального |
|||
3.3.1 |
Проведение анкетирования: - психосоциального анкетирования; - по определению уровня знаний по вопросам здорового образа жизни; - по определению доли обучающихся, ведущих здоровый образ жизни, выявлению факторов риска, влияющих на состояние здоровья |
октябрь 2023 г., декабрь 2023 г., апрель 2024 г. |
Педагог-психолог |
3.3.2 |
Проведение акций, занятий с элементами тренинга, деловых игр, интерактивных занятий по вопросам здорового образа жизни |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Педагог-психолог, педагог социальный, воспитатели ГПД |
3.3.3 |
Оформление и обновление информационных стендов, содержащих информацию о нормативных правовых актах, о методах профилактики наркомании в молодежной среде, возможностях доступа к телефонам доверия и иным Интернет-ресурсам. |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Педагог социальный |
3.3.4 |
Адаптация учащихся I класса к школе, V класса ко II ступени общего среднего образования, X класса к обучению в старшем звене |
октябрь, декабрь 2023 г. |
Педагог-психолог |
3.3.5 |
Индивидуальные консультации с учащимися: «Мыслить позитивно», «Особенности детско-родительских отношений», «Понимать свои эмоции, понимать себя», «Профилактика конфликтных ситуаций в подростковой среде» и др. |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Педагог-психолог |
3.3.6 |
Мероприятия по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних по отдельному плану |
Сентябрь 2023- май 2024 г. |
Педагог-психолог |
3.3.7 |
Ознакомление педагогов и родителей с физиологическими и психологическими особенностями здоровья детей и подростков |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Педагог-психолог, фельдшер школы |
3.3.8 |
Оказание помощи и социальной защиты детям-сиротам, детям-инвалидам, детям с ОПФР |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Педагог-психолог, педагоги-дефектологи |
3.3.9 |
Разработка и распространение памяток, листовок по вопросам ЗОЖ |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Педагог-психолог, педагог социальный |
3.3.10 |
Беседы, круглые столы, диспуты по профилактике вредных привычек, по профилактике употребления наркотических и других психоактивных веществ, просмотр видеороликов соответствующей тематики |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Педагог-психолог, педагог социальный, классные руководители |
3.4. Организация здорового и рационального питания обучающихся |
|||
3.4.1 |
Организация горячего питания, составление графика питания в школьной столовой |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Гавриш Т.И., ответственный за организацию питания |
3.4.2 |
Охват горячим питанием школьников |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Гавриш Т.И., ответственный за организацию питания |
3.4.3 |
Контроль за составом и качеством меню, приготовленной пищи |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Бракеражная комиссия |
3.4.4 |
Выполнение натуральных норм питания |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Бракеражная комиссия |
3.4.5 |
Контроль за выполнением гигиенических требований к содержанию помещений, оборудования, инвентаря, посуды; соблюдением правил производственной санитарии, а также сроков годности и условий хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья
|
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Совет по питанию |
3.4.6 |
Ежедневный контроль и ведение журнала «Здоровье» |
ежедневно |
Зав. производством |
3.4.7 |
Обновление уголков здоровья |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Классные руководители |
3.5. Работа с законными представителями обучающихся по укреплению здоровья детей и взрослых |
|||
3.5.01 |
Ознакомление родителей с, состоянием здоровья их детей, с требованиями программ по физической культуре, содержанием оздоровительной работы с детьми на семье на общешкольном и классных родительских собраниях |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Кулинок О.И., зам. директора по ВР, классные руководители |
3.5.2 |
Организация лекториев для родителей по пропаганде здорового образа жизни: - «Вредные привычки и как им противостоять» - «Иммунитет и способы его укрепления»; - «Здоровое питание школьника»; - «Безопасный интернет» |
сентябрь 2023
ноябрь 2023 февраль 2024 апрель 2024 |
Классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный, фельдшер школы |
3.5.3 |
Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, значимости совместной двигательной деятельности с детьми и др. |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Классные руководители |
3.5.4 |
Подготовка памяток для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей», «Гимнастика для глаз», «Правила работы за компьютером», «Профилактика табакокурения» и др. |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Фельдшер, педагог-психолог, педагог социальный |
3.5.5 |
Проведение тематических классных родительских собраний на тему ЗОЖ |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Классные руководители |
3.5.6 |
Проведение тематических общешкольных родительских собраний с приглашением специалистов |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Гриб О.Н., директор школы Кулинок О.И., зам. директора по ВР |
3.5.7 |
Проведение совместных спортивных мероприятий с участием родителей
|
сентябрь 2023 – май 2024 г.
|
Макеенко В.М., Заблоцкая А.Л., учителя физической культуры и спорта, классные руководители |
3.5.8 |
Разработка рекомендаций для родителей по формированию культуры семейных отношений, культуры здорового образа жизни |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Педагог-психолог
|
3.5.9 |
Проведение цикла бесед и индивидуальных консультаций для учащихся и их законных представителей по гендерному воспитанию |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Педагог-психолог, классные руководители
|
3.5.10 |
Проведение информационно-просветительских и воспитательных мероприятий, направленных на повышение престижа семьи, формирование ответственного материнства и отцовства, формирования установок здоровой семьи, профилактику насилия в семейно-бытовой сфере |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Педагог-психолог, педагог социальный, классные руководители, воспитатели ГПД
|
3.5.11 |
Проведение мероприятий по реализации республиканского проекта «Родительский университет» |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Кулинок О.И., зам. директора по ВР., педагог-психолог, педагог социальный, классные руководители |
4. Оценка эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий |
|||
4.1. |
Создание фотоотчета школы в сфере охраны и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни |
сентябрь 2023 – май 2024 г. |
Педагоги, ответственные за проведение мероприятий |
4.2 |
Совещание при директоре «Итоги реализации проекта «Школа – территория здоровья» |
май 2024 г. |
Гриб О.Н., директор школы |
4.3 |
Анкетирование педагогов, учащихся, законных представителей учеников с целью определения уровня знаний по вопросам здорового образа жизни с анализом полученных результатов |
апрель 2024 г. |
Кулинок О.И., зам. директора по ВР, |
4.4 |
Проведение оценки эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий |
май 2024 г. |
Гриб О.Н. директор школы |
свернуть
Перечень технологических карт блюд и изделий
Скачать информационный сборник технологических карт блюд и изделий(Архив 136.81 МБ)
Скачать информационный сборник технологических карт блюд и изделий(PDF 57.35 МБ)
Настоящий информационный сборник технологических карт блюд и изделий (далее – Сборник) включает технологические карты новых блюд и изделий, которые разработаны с учетом вкусовых предпочтений обучающихся технологами центров по обеспечению деятельности бюджетных организаций и технологами субъектов хозяйствования, осуществляющих организацию питания в учреждениях общего среднего образования, как в рамках эксперимента по организации школьного питания, так и ранее.
Технологические карты новых блюд и изделий составлены в соответствии с требованиями государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1210-2010 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия» (далее – СТБ 1210-2010) и получили гигиеническую оценку.
В Сборник также включены технологические карты новых блюд из овощей, рыбы и соусов, разработанные УО «Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий».
Все блюда и изделия, приведенные в Сборнике, прошли экспериментальную технологическую отработку, базируются на применении щадящих методов кулинарной обработки и предназначены для обеспечения реализации принципов здорового питания.
В питании учащихся не используются острые приправы (хрен, перец, горчица, уксус), а также продукты с их использованием, соки и напитки в виде сухих концентратов, натуральный кофе, крабовые палочки, не отвечающие установленным требованиям для детского питания.
Для приготовления блюд используется соль поваренная пищевая йодированная, масло растительное в зависимости от промышленной переработки (нерафинированное, рафинированное, дезодорированное и другое), сыры (мягкие, полутвердые, твердые), нежирное мясо (свинина мясная, говядина первой категории или телятина), птица и субпродукты, преимущественно охлажденные, яйца куриные диетические, яйца перепелиные вареные, огурцы консервированные без уксуса, морская капуста консервированная или маринованная без уксуса.
Котлетная свинина и говядина не относятся к нежирному сырью, в связи с чем могут использоваться только в сочетании с нежирным мясом (к примеру, грудкой из птицы или индейки) или овощами. Котлетная свинина и говядина должны содержать жира и соединительной ткани не более 35% и 20% соответственно от общей массы полуфабриката (СТБ 1020-2008 «Полуфабрикаты мясные натуральные. Общие технические условия).
В случае поступления на производство пищевых продуктов и продовольственного сырья, отличных от указанных в технологических картах, нормы отходов и потерь при технологической обработке устанавливаются на основании контрольных проработок. Контрольные проработки проводятся на партию сырья однократно в количествах по усмотрению производителя и с учетом возможности реализации продукции. Контрольные проработки оформляются актами по форме, приведенной в СТБ 1210-2010.
При использовании в процессе изготовления блюд и изделий новых видов теплового технологического оборудования, обеспечивающего температурно-влажностный режим кулинарной обработки, отличный от указанного в технологических картах (например, пароконвектомат или индукционная электроплита и др.), нормы выхода блюд или вложения компонентов на заданный выход должны быть уточнены путем контрольных проработок.
Данный Сборник сформирован в целях актуализации действующего Сборника технологических карт блюд и изделий для питания учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования, утвержденного постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 11 июля 2006 г. № 21.
Вместе с тем Сборник является рекомендованным для использования при организации питания обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования.
Выбор технологических карт осуществляется с учетом производственных возможностей объекта общественного питания, квалификации работников.
свернутьПолноценное и правильно организованное питание -необходимое условие долгой и полноценной жизни, отсутствия многих заболеваний.
Правила здорового Питания:
рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15 - 20% из белков, на 20 - 30% из жиров на 50- 55% из углеводов, содержащихся в овощах, фруктах, злаках, орехах.
пища плохо усваивается (нельзя принимать):
рекомендации:
Здоровое питание – это
ограничение жиров и соли, увеличение в рационе фруктов, круп, изделий из муки грубого помола, бобовых, нежирных молочных продуктов, рыбы, постного мяса.
а также…
умеренность.
четырехразовый приём пищи.
разнообразие.
биологическая полноценность.
Будьте здоровы!!!
Чем питаться подростку?
Что такое рациональное питание?
Под рациональным питанием понимается такое питание, когда пища полностью удовлетворяет повышенные пластические, энергетические и другие потребности развивающегося организма ребёнка.
Для чего нужно правильное питание?
Правильное питание является одним из важнейших условий гармоничного развития организма. С пищей человек получает большинство веществ, необходимых для роста и развития, пополнения энергии, затрачиваемой на умственную и физическую работу. Школьный период, охватывающий возраст от 7 до 17 лет, характеризуется интенсивными процессами роста, увеличением костного скелета и мышц, сложной перестройкой обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга. Эти процессы связаны с окончательным созреванием и формирование человека. К особенностям этого возрастного периода относится также значительное умственное напряжение учащихся в связи с ростом потока информации, усложнения школьных программ, сочетания занятий с дополнительными нагрузками (факультативные занятия, кружки, домашнее задание).
Для обеспечения всех этих сложных жизненных процессов школьнику необходимо полноценное питание, которое покроет повышенные потребности его организма в белках, жирах, углеводах, витаминах, энергии. Эти показатели значительно изменяются в зависимости от возраста, пола, вида деятельности, условий жизни. В школьном возрасте дети должны получать биологически полноценные продукты, богатые белками, минеральными солями и витаминами.
Каковы принципы здорового питания?
1. Питание школьника должно быть сбалансированным. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.
2. Питание школьника должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.
Калорийность рациона школьника должна быть следующей:
3. Питание школьника должно быть регулярным. Регулярность питания необходима еще и потому, что в подростковом возрасте наиболее часто встречаются ошибки в его организации. Из-за «дефицита» времени подростки часто едят наскоро, всухомятку, не всегда досыта, плохо пережевывают пищу. Многие в этом возрасте — чаще всего девочки — уже обращают внимание на свою фигуру. Боясь располнеть, они ограничивают себя в питании, сознательно отказываясь от завтрака или ужина, что ведет к недоеданию и может отрицательно сказаться на их состоянии здоровья.
В основе рационального питания лежит условный рефлекс. Если подросток питается в одно и то же время, организм привыкает к этому и когда наступает время обеда, повышается возбудимость пищевого центра, в желудке начинают выделяться пищеварительные соки, повышается обмен веществ. В результате улучшается пищеварение, усваиваемость пищи. При беспорядочности питания условный рефлекс не вырабатывается, организм к приему пищи не готовится и как результат — ухудшается усваиваемость пищи, нарушается пищеварение, что может привести к заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
Подросткам следует питаться в течение дня 4 раза с интервалами в 3,5-—4 ч между приемами пищи. Это вызвано тем, что при 4-разовом питании улучшается переваривание пищи и ее усвоение. Длительные перерывы в приёме пищи отрицательно сказываются на функциональном состоянии центральной нервной системы всего организма (начинает болеть и кружиться голова, появляется слабость, тошнота, боли в животе).
Если ребёнок, находясь в школе 4 -5часов, не принимает пищи, он становится менее внимательным, быстро утомляется, восприятие учебного материала снижается.
Очень важно, чтобы дети не только регулярно и вовремя питались, но и получали при этом необходимые гигиенические навыки, обучаясь правилам поведения за столом. Навыки и привычки, привитые с детства, сопровождают человека в течение всей его жизни.
Какие продукты необходимы для полноценного питания школьников?
Белки. Самыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству - мясной белок, на третьем – белок растительного происхождения.
Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения.
В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты:
Жиры.
Достаточное количество жиров также необходимо включать в суточный рацион школьника.
Необходимые жиры содержатся не только в привычных для нас «жирных» продуктах – масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины.
Норма потребления жиров для школьников - 80-90 г в сутки, 30% суточного рациона.
Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать:
Углеводы.
Углеводы необходимы для пополнения энергетических запасов организма. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие неперевариваемые пищевые волокна.
Суточная норма углеводов в рационе школьника - 300-400 г, из них на долю простых должно приходиться не более 100 г.
Необходимые продукты в меню школьника:
Витамины и минералы.
Продукты, содержащие основные необходимые витамины и минеральные вещества, обязательно должны присутствовать в рационе школьника для правильного функционирования и развития детского организма.
Продукты, богатые витамином А:
Продукты-источники витамина С:
Витамин Е содержится в следующих продуктах:
Продукты, богатые витаминами группы В:
В рационе школьника обязательно должны присутствовать продукты, содержащие необходимые для жизнедеятельности минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие.
Как выбрать правильный режим питания?
Правильный режим питания является составной частью общего распорядка дня школьника. Он должен гармонично сочетаться с режимом занятий, труда и отдыха детей.
Все учащиеся, независимо от времени начала занятий в школе, должны вставать и завтракать в одно и тоже время.
Утром организм ребёнка усиленно расходует энергию, так как в это время он наиболее активно работает, поэтому завтрак должен содержать достаточное количество пищевых веществ и калорий для покрытия предстоящих энергозатрат. Он должен обязательно содержать горячее блюдо - творожное, яичное, мясное, крупяное. В качестве питья желательно горячее молоко или кофейный напиток на молоке, чай с молоком. Хорошим дополнением к утреннему завтраку являются свежие фрукты или овощи.
Очень важно, чтобы ребёнок получал в школе завтрак, который организуется обычно во время второй перемены и состоит из какого-либо горячего или молочно-фруктового блюда. Учащиеся, получающие в школе завтрак, меньше утомляются и легче справляются со школьной нагрузкой
Перед обедом детям полезны овощные закуски (винегреты, салаты). Горькие овощи: редьку, чеснок, лук – целесообразно употреблять в умеренных количествах. Они способствуют выделению пищеварительных соков. На обед ребёнок обязательно должен получить первое горячее блюдо (но не слишком объёмное) и полноценное высококалорийное мясное или рыбное блюдо с гарниром, преимущественно из овощей. На сладкое - лучше фруктовый сок, свежие фрукты, компоты из свежих или сухих фруктов.
Ужин обычно состоит из молочных, крупяных, творожных и яичных блюд. Очень хорошо в состав ужина также включать свежие овощи и фрукты, значительно повышающие биологическую ценность питания. Перед сном не рекомендуются блюда из мяса или рыбы, так как богатая белком пища действует возбуждающе на нервную систему ребёнка и медленно переваривается. Дети при этом спят беспокойно и плохо отдыхают за ночь.
Ребёнок должен есть не торопясь, тщательно пережёвывая пищу. Однако растягивать время пребывания за столом не следует. Для завтрака и ужина школьникам достаточно по 10 – 15 минут, для обеда – 15 – 20 минут, для полдника 5-8 минут. Распределение приема пищи выглядит следующим образом: завтрак 30—35 %; обед 35—40 %; второй завтрак или полдник 10—15 % и ужин 15—20 %.
Питание школьников, занимающихся спортом.
Для подростков, занимающихся физическими упражнениями, прием пищи должен быть не позже, чем за 1,5 ч до тренировки и начинаться не ранее, чем через час после ее окончания. Это вызвано тем, что во время еды и примерно в течение 1,5 ч после ее окончания большая часть крови притекает к органам пищеварения — желудку, кишечнику, пищеварительным железам, обеспечивая их нормальное функционирование. Кровоснабжение мышц в это время уменьшается. Если сразу после еды приступить к тренировке, кровь отольет к мышцам. Недостаточное кровоснабжение пищеварительных органов ухудшает их работу, затрудняет всасывание в кровь питательных веществ. В результате снизится снабжение работающих мышц. Указанное выше время нужно для перераспределения крови от органов пищеварения к мышцам или наоборот.
К чему приводит неправильное питание?
Нарушения питания в детском возрасте служат одной из важных причин возникновения алиментарно-зависимых заболеваний, распространенность которых значительно увеличилась за последние годы. Рак, болезни сердца, диабет и самые современные болезни в будущем могут быть вызваны тем, что вы едите. Старайтесь есть здоровую пищу, это поможет вам обойти проблемы со здоровьем, которые могут быть вызваны в будущем, в случае употребления нездоровой пищи.
Употребляя нездоровую пищу, вы рубите годы своего здоровья. Задумайтесь, сколько лет вы хотели бы прожить? А сколько из них вы хотели бы быть здоровым человеком? Употребляя здоровую пищу, вы не только продлеваете срок своей жизни, но и обеспечиваете себе здоровую старость.
Нездоровая пища оказывает влияние и на ваш внешний вид, тут и проблемы с весом и более раннее появление признаков старения. Здоровая пища может упростить поддержание нормального веса вашего тела, а также замедлить признаки старения. Более здоровый внешний вид вашего тела это ещё один плюс употребления здоровой пищи.
ПОМНИТЕ! От того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности, а также взаимоотношения со школой и родителями!
ПРО ФАСТ-ФУД
Привычным делом для многих из нас стал повседневный «перекус» готовой пищей. Хот-доги, гамбургеры, сэндвичи, шаурма, чебуреки, пирожки, картофель фри, сосиски в тесте, чипсы… Фаст-фуд на любой вкус можно без проблем купить не только в специальных заведениях «быстрой и здоровой пищи», но и буквально на улице, в киосках-вагончиках или палатках.
Что такое фаст-фуд?
Быстрое питание, фастфуд (англ. fast food, [fɑst fud]) — понятие, включающее в себя употребление блюд быстрого приготовления, обычно предлагаемых специализированными заведениями. Термином «фастфуд» обозначают пищу, которую можно быстро приготовить, а клиенту удобно – быстро съесть. Термин «фастфуд» был впервые введён в 1951 году.
Чем опасен фаст-фуд?
- Фастфуд, высококалориен, что приводит к ожирению и связанным с этим болезням.
- Фастфуд зачастую богат канцерогенными транс-насыщенными жирами (маргарин, комбижир), фастфуд содержит множество жареных продуктов (картофель фри и т. п.), также богатых канцерогенами (акриламид и т. д.).
- Высокое содержание сахара в прохладительных напитках, булках и т. п. опасно не только своей калорийностью, но и повышением риска развития диабета и прочих болезней.
- Фастфуд опасен для нервной системы человека: богатая сахаром и насыщенными жирами, (а также пищевыми разрыхлителями красителями, ароматизаторами) диета приводит к повреждению структуры мозга, разрушают нервные ткани и запускают воспалительные процессы.
- Полуфабрикаты, широко используемые в фастфудах, могут содержать множество химических пищевых добавок, в больших количествах соль, которые препятствует порче продуктов, а также способны скрыть настоящий вкус подпорченной пищи.
- Поглощение «быстрой пищи» происходит на ходу, в спешке, в небольшом рабочем перерыве. В результате пища не прожевывается тщательно, в желудок попадают большие куски, с перевариванием которых желудочному соку, зачастую «сдобренному» сладким газированным напитком, справиться тяжело. Нарушения работы желудка со временем приводят к серьезным заболеваниям. Среди наиболее распространенных - панкреатит, гастрит, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки.
Полезные советы.
- Если вы чувствуете себя зависимым от фаст-фуда, старайтесь избавляться от этой зависимости постепенно.
- Сокращайте количество потребляемого фаст-фуда: например, если вы привыкли ежедневно перекусывать сандвичем или пиццей, начните делать это раз в два-три дня, затем – раз в неделю.
- Установите для себя запрет на уличный фаст-фуд, особенно в жаркое время года.
- Подбирая меню, не злоупотребляйте жирными и высококалорийными блюдами.
- Менее травматичен для вашего желудка фаст-фуд, который употребляется не на голодный желудок. Это снизит риск агрессивного влияния фаст-фуда на слизистую желудка.
- Любую пищу – а уж тем более фаст-фуд – нужно тщательно пережевывать, облегчая тем самым работу желудочно-кишечного тракта.
- Ни в коем случае не приучайте к фаст-фуду своих детей. Злоупотребление фаст-фудом в столь нежном возрасте может привести к отставанию в развитии, нарушениям работы нервной системы ребенка, ослаблению иммунной системы.
Фаст-фуд не должен заменить вам здоровую пищу, стать единственным видом спасения от голода. Цена за увлечение подобной пищей слишком высока - на кон поставлено ваше собственное здоровье. Берегите его!
Питание
ПИТАНИЕ – один из главных факторов, влияющих на здоровье человека. Неправильное, нездоровое питание, выражающееся как в недостаточном, так и чрезмерном потреблении пищи, может служить причиной развития хронических заболеваний, приобретающих характер эпидемии и ставших за последние десятилетия основной причиной потери трудоспособности населения земного шара.
Что такое здоровое питание?
Это - разнообразие продуктов, сбалансированный рацион, вкусно, полезно для всех
Основные принципы здорового питания:
¨ Употребляйте разнообразные пищевые продукты, большинство из них должно быть растительного, а не животного происхождения.
¨ Хлеб, изделия из муки, крупы, картофель должны употребляться неск. раз в день.
¨ Ешьте несколько раз в день разнообразные овощи и фрукты
¨ Контролируйте поступление жира с пищей, и заменяйте животный мир на растительный.
¨ Заменяйте жирное мясо на бобовые, зерновые, рыбу, птицу или постное мясо.
¨ Употребляйте молоко с низким содержанием жира и молочные продукты с низким содержание жира и соли
¨ Выбирайте продукты с низким содержанием сахара, ограничивайте количество сладостей.
¨ Ешьте меньше соли. Общее количество в пище не должно превышать чайной ложки - 6г в день. Употребляйте йодированную соль.
¨ Приготовление блюд на пару, в микроволновой печи или кипячение уменьшат содержание жира, масла, соли и сахара.
Почему важно правильно питаться?
Потому что это дает возможность:
¨ предупредить и уменьшить риск возникновения хронических заболеваний,
¨ сохранить здоровье и привлекательную внешность,
¨ оставаться стройным и молодым
..быть физически и духовно активным
свернуть