ШТЗ

Памятка для педагогов и родителей по профилактике нарушения осанки у школьников

развернуть

Памятка для педагогов и родителей по профилактике нарушения осанки у школьников

Проблема нарушения осанки у детей была всегда актуальна, но в наше время она приобретает все большие масштабы. Это связано с изменением качества жизни. Люди, благодаря новомодным гаджетам и инновациям, доступным видам городского и личного транспорта, перестают двигаться и все чаще ведут малоподвижный образ жизни. Всех больше страдают от этого дети, так как в период формирования скелета важно двигательная активность, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. Нарушение осанки очень распространено в школьном возрасте, так как на маленький организм ложится колоссальная нагрузка в плане проживания учебного дня, носки школьных принадлежностей, долгого пребывания на рабочем месте, вместо того, чтобы бегать, прыгать и играть. Конечно, школьной программой предусмотрены меры профилактики развития и равномерной нагрузки на опорно-двигательную систему, но ребенку нужен постоянный контроль, как со стороны преподавателей, так и со стороны родителей. Давайте разберемся в вопросе о нарушении осанки у школьников и мерах ее профилактики.

Какие нарушения в организме вызывает неправильная осанка

Нарушение осанки влияет на все системы и органы человеческого тела, так как вследствие искривления позвоночника в определенную сторону смещаются и все органы. Нарушается их работа,  и возникают сопутствующие заболевания. Неправильная осанка может привести к следующим проблемам.

  1. Изменяется артериальное давление, затрудняется кровообращение всего организма, прокачка крови затруднена, все  органы, системы не дополучают питательные вещества и микроэлементы.
  2. Страдает желудочно-кишечный тракт. Из-за перекоса продвижение каловых масс затрудняется. Это ведет к застойным явлениям, запорам, коликам.
  3. Мочеполовая система не может полноценно работать. Отток мочи ослабляется и возникают проблемы с мочеиспусканием.
  4. Нервная система также не остается в стороне. Из-за сдавливания нервных окончаний и корешков могут возникать сильные боли в разных отделах позвоночного столба и прилежащих к ним областях.

Как распознать нарушение осанки

Неправильная осанка возникает в результате недоразвития мышечного корсета спинных мышц. Из-за этого возникают неестественные вогнутости и выпуклости. Самым распространенным заболеванием, характеризующимся искривлением позвоночного столба, является сколиоз.

Чтобы определить и выявить дефекты, вызванные нарушением осанки в школьном возрасте,  и вовремя принять меры  необходимо  осмотреть ребенка в двух плоскостях – саггитальной и фронтальной.

Нарушения осанки в саггитальной плоскости характеризуется следующими моментами:

  1. Выпуклость грудины и уплощение поясничного лордоза. Другое название – круглая спина.
  2. Кругловогнутая спина.  Увеличение всех изгибов позвоночника.
  3. Сутулая спина. Лордоз поясничного отдела уменьшен, а грудной кифоз увеличен.
  4. Плоская спина. Все изгибы уменьшены и мало выражены.
  5. Плосковогнутая спина. Увеличен поясничный лардоз, уменьшен грузной кифоз.

Эти изменения вызванные осанкой, нарушенной вследствие систематического неправильного положения тела ребенка,  могут дополняться еще и вторичными признаками:

  1. Сильное выпячивание лопаток относительно плоскости спины.
  2. Уплощение лопаток.
  3. Сильный наклон шеи и головы вперед – сутулость.
  4. Колени, расходящиеся в стороны.

Нарушения осанки в фронтальной плоскости  характеризуются  несимметричностью  половин спины и всего тела. К примеру, это могут быть следующие признаки:

  1. Ноги разной длины.
  2. Плечи располагаются на разном уровне.
  3. Талия на одном боку отличается от другого бока.
  4. Голова самопроизвольно склонена на бок.
  5. Позвоночник и ягодичная складка не на одной линии.

Как предотвратить нарушение осанки у школьников

Для того чтобы избежать проблем с осанкой и заболеваний позвоночного столба в будущем необходимо соблюдать некоторые требования:

  1. Сидеть на своем рабочем месте прямо. Выражение «писать носом» подходит тем детям, которые практически лежат на парте при письме. Это опасное положение тела, вызывающее со временем перекос позвонков.
  2. Парта, на которой сидит школьник, должна находиться на уровне нижней части груди. Если парта слишком низкая, то ребенку придется наклониться  при письме или чтении – это неправильно. Если парта слишком высокая, правая рука будет стремиться постоянно вверх, формируя при этом неправильное расположение правого плеча.
  3. Высота стула должна соответствовать высоте голени ребенка.
  4. Между столом и стулом должно оставаться расстояние равное грудной клетке школьника.
  5. При письме ребенок должен занимать правильную позу – ноги согнуты под прямым углом, спина прямая, подбородок опущен.

Нарушение осанки у школьников требует серьезного и длительного лечения, в которое входит целый комплекс мероприятий. Одним из важнейших методов лечения нарушения осанки у школьников является лечебная физкультура.

Некоторые упражнения для исправления осанки:

  1. Плотно прижаться к стене лопатками, плечами, пятками и ягодицами. Руки расставить в стороны и тоже и прижать к стене. Напрячь мышцы всего тела, и скользить по стене руками вверх-вниз.
  2. Лежа на животе, выпрямить руки и ноги и одновременно поднимать их вверх, оставаясь лежать несколько секунд только на животе и груди. Затем опустить руки и ноги на пол. Повторить 10 раз.
  3. Велосипед. Совершать вращательные движения ногами, как будто кручение педалей велосипеда, лежа на спине.
  4. Стоя в прямом положении, сделать глубокий вдох и выпучить живот. Задержаться в таком положении на несколько секунд и расслабиться. Повторять упражнение по 30 раз дважды в день.
  5. Вращательные движения руками в разные стороны  в положении стоя.
  6. В положении сидя выполнять наклоны вперед и назад по 10-15 раз.

 

свернуть

Выставка методических материалов

28.12.2023
развернуть

28 декабря к педагогическому совету по инновационной деятельности учреждения образования была подготовлена выставка методических материалов (14 разработок воспитательных мероприятий по формированию здорового образа жизни), статей в газете "Полоцкий вестник" о спортивно-массовых мероприятиях, проведенных на базе УО, а также дипломов педагогов-победителей районного конкурса "Здоровый выбор-2023"

свернуть

План реализации межведомственного проекта «Школа – территория здоровья» на 2023-2024 учебный год

14.09.2023
развернуть

План реализации межведомственного проекта

«Школа – территория здоровья»

на 2023-2024 учебный год

 

№ п/п

Содержание мероприятия

Срок исполнения

Ответственные

1. Общие организационные мероприятия:

1.1.

Издание приказа о реализации проекта

сентябрь 2023

Гриб О.Н., директор школы

1.2.

Разработка детального плана мероприятий по реализации проекта на текущий учебный год

сентябрь 2023

Кулинок О.И., зам. директора по ВР

1.3.

Размещение на сайте учреждения образования информации о проекте и мероприятиях в рамках проекта «Школа – территория здоровья»

сентябрь 2023  –

май 2024 г.

Василенко К.В.,

техник- программист

1.4.

Ознакомление всех педагогических работников учреждения образования, обучающихся, законных представителей несовершеннолетних с проектом посредством проведения родительских собраний, классных часов, педагогических советов, совещаний при директоре

сентябрь 2023

Руководство школы, классные руководители

1.5

Мониторинг и анализ здоровьесберегающей деятельности учреждения образования при организации образовательного процесса

сентябрь 2023  –

май 2024 г.

Петрович И.М.,  зам. директора по УР

2. Организация и осуществление образовательного процесса, направленного на сохранение психического и физического здоровья всех участников образовательного процесса, режим работы учреждения

2.1.

Организация образовательного процесса в соответствии с СанПиНом, санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации зданий учреждений образования (расписание уроков, факультативных занятий, занятий объединений по интересам, режимные моменты группы продленного дня, нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий и др.)

сентябрь 2023  – май 2024 г.

Петрович И.М., зам. директора по УР

2.2.

Организация внеурочной деятельности, мероприятий шестого школьного дня

сентябрь 2023  –

май 2024 г.

Кулинок О.И., зам. директора по ВР

2.3

Контроль за соблюдением требований безопасности, правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и требований в учреждении образования

сентябрь 2023  –

май 2024 г.

Администрация школы, педагоги школы

2.4

Обеспечение контроля за выполнением запрета курения на территории школы

сентябрь 2023  –

май 2024 г.

Гриб О.Н., директор школы

2.5

Создание условий и обеспечение материально-технической базы для проведения занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»

сентябрь 2023

– май 2024 г.

Гриб О.Н., директор школы

2.6

Медицинское обследование учащихся призывного возраста

по графику военкомата

Сафронов П.М., руководитель военно-патриотического воспитания

2.7

Создание комфортных условий для пребывания учащихся в школе: обеспечение питьевого, теплового, светового режимов, оформление и оборудование учебных кабинетов

сентябрь  2023

– май 2024 г.

Гриб О.Н., директор школы

Фондукова Е.Г., зам. директора по ХР, классные руководители

2.8

Работа педагогов, направленная на формирование здорового образа жизни посредством изучения учебных предметов (основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура и здоровье, биология, химия, обществоведение, литература, география и др.)

согласно учебным программам

сентябрь 2023  – май 2024 г.

Учителя-предметники

 

2.9

Организация режима учебного дня: правильное размещение учащихся при посадке за парты; физкультминутки на уроках; гимнастика для глаз на каждом уроке; влажная уборка и режим проветривания классов; соблюдение температурного режима; контроль уровня высоты столов и стульев в классах, коррекция их в течение года

сентябрь 2023  –

май 2024 г.

Петрович И.М., заместитель директора по УР, классные руководители

2.10

Индивидуальные и групповые консультации с учащимися и родителями о профилактике гриппа и вирусных инфекций

сентябрь 2023  –

май 2024 г.

Классные руководители, фельдшер школы

2.11

Контроль состояния здоровья учащихся после болезни (наличие справки от врача)

сентябрь 2023 –

 май 2024 г.

Классные руководители, фельдшер школы

2.12

Осмотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям: проветривание, освещение, отопление, вентиляция, уборка

сентябрь 2023  –

май 2024 г.

Фондукова Е.Г., заместитель директора по ХР

3. Мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающих условий в учреждении образования, организации гигиенического обучения и воспитания,

питания обучающихся

3.1. Материально-техническое и кадровое обеспечение учреждения образования

с целью решения здоровьесберегающих задач

3.1.1

Укрепление материально-технической базы школы

сентябрь 2023  –

май 2024 г.

Гриб О.Н., директор школы

3.1.2

Участие педагогических работников в семинарах, вебинарах, МО классных руководителей по вопросам здоровьесбережения

сентябрь 2023  – май  2024 г.

Кулинок О.И., заместитель директора по ВР

3.2. Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся

3.2.1

Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма

сентябрь 2023  – май  2024 г.

Кулинок О.И., заместитель директора по ВР, педагог социальный

3.2.2

Обучение учащихся правилам безопасного поведения в Интернете, информационной безопасности, минимизации рисков, связанных с причинением информацией вреда здоровью, нормальному физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и социальному развитию

сентябрь 2023  – май  2024 г.

Педагог социальный, классные руководители

3.2.3

Организация и проведение семинаров по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, неинфекционных заболеваний для учащихся, родителей, педагогов

 

сентябрь 2023  – май  2024 г.

Педагог социальный, педагог-психолог

3.2.4

Организация и проведение семинаров по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, неинфекционных заболеваний для учащихся в рамках реализации республиканского проекта «Родительский университет»

сентябрь 2023  – май  2024 г.

Кулинок О.И., заместитель директора по ВР, педагог социальный, педагог-психолог, классные руководители, фельдшер

 

3.2.5

Проведение единых «Дней здоровья»

каждая вторая суббота месяца

Макеенко В.М., Заблоцкая А.Л., учителя физической культуры и здоровья,

классные руководители

3.2.6

Проведение внутришкольной круглогодичной спартакиады

сентябрь 2023  – май  2024 г.

Заблоцкая А.Л., Макеенко В.М., Чистяков Е.В., учителя физической культуры и здоровья

3.2.7

Проведение мероприятий согласно плану работы школы спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий

сентябрь 2023  – май  2024 г.

Заблоцкая А.Л., Макеенко В.М.  учителя физической культуры и здоровья, классные руководители

3.2.8

Проведение спортивных праздников, конкурсов, олимпиад, туристических слетов, направленных на формирование здорового образа жизни с активным привлечением родителей учащихся

сентябрь 2023  – май  2024 г.

Заблоцкая А.Л., Макеенко В.М., учителя физической культуры и здоровья, Островская О.С., педагог-организатор, воспитатели ГПД

3.2.9

Работа объединений по интересам

«Спочан – японское фехтование», «Баскетбол»

сентябрь 2023  – май  2024 г.

Заблоцкая А.Л., Макеенко В.М., учителя физической культуры и здоровья

3.2.10

Анализ занятости детей, в том числе на всех видах контроля, физкультурой и спортом, занятость в объединениях по интересам спортивной направленности

сентябрь 2023  – май  2024 г.

Педагог социальный,

классные руководители

 

3.2.11

Участие в районных спортивных соревнованиях

сентябрь 2023  – май  2024 г.

Заблоцкая А.Л., учитель физической культуры и здоровья

3.2.12

Проведение тематических недель, акций, классных и информационных часов, внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни

сентябрь 2023  – май  2024 г.

Кулинок О.И., зам. директора по ВР, Островская О.С., педагог-организатор

классные руководители 1-11 классов, воспитатели ГПД

3.2.13

Проведение профилактических недель: неделя позитива «Улыбнись жизни»; неделя без вредных привычек «Профилактика вредных привычек»; «Скажи НЕТ наркотикам»; неделя «В будущее без СПИДа»; неделя безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни и др.

сентябрь 2023  – май  2024 г.

Педагог социальный, педагог-психолог

3.2.14

Проведение декад, месячников, единых дней здоровья по сохранению жизни и здоровья, формированию ЗОЖ:

 сентябрь 2023  – май  2024 г.

Кулинок О.И., зам. директора по ВР,

Островская О.С., СППС,

 классные руководители,

воспитатели ГПД

 

- Неделя безопасности «В центре внимания – дети!»

декабрь

- Всемирный день борьбы против СПИДа

декабрь

- Всемирный день профилактики травматизма

сентябрь

- Всемирный день предотвращения самоубийств;

октябрь

- Всемирный день психического здоровья

ноябрь

- Всемирный день некурения. Профилактика онкологических заболеваний;

март

- Всемирный день борьбы с туберкулезом

апрель

- Всемирный день здоровья

май

- Всемирный дня без табака

январь

- День профилактики гриппа и ОРЗ

март

- Международный день борьбы с наркотиками

май

- Всемирный день гигиены рук

май

- Международный день семьи

май

- Всемирный день памяти людей, умерших от СПИДа.

декабрь

3.2.15

Проведение просветительской работы в период подъёма заболеваемости вирусной инфекцией

в период подъёма заболеваемости

фельдшер

3.2.16

Проведение бесед, классных часов с учащимися по вопросам безопасного поведения; организация индивидуальной работы по предотвращению несчастных случаев и травматизма

сентябрь 2023  – май  2024 г.

Классные руководители

3.2.17

Просмотр видеофильмов по формированию культуры здорового образа жизни, фильмов профилактической направленности

сентябрь 2023 – май  2024 г.

Классные руководители

3.2.18

Организация тематических книжных выставок, презентация специальной литературы по вопросам здорового образа жизни

постоянно

Библиотекарь

3.2.19

Прогулки, подвижные игры на свежем воздухе, экскурсии, походы на природу

сентябрь 2023  – май  2024 г.

Классные руководители, воспитатели ГПД

3.2.20

Спортивные соревнования и праздники, спортивно-массовые, спортивно-развлекательные мероприятий в рамках шестого школьного дня

сентябрь 2023  – май  2024 г.

Макеенко В.М., Заблоцкая А.Л.,  учителя физической культуры и здоровья,

Островская О.С., педагог-организатор, классные руководители

3.2.21

Привлечение родителей с детьми к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы

сентябрь 2023 – май  2024 г.

Макеенко В.М., учитель физической культуры и здоровья, классные руководители

3.2.22

Оздоровление учащихся в школьном лагере дневного пребывания (в том числе и в круглосуточных лагерях)

в каникулярный период 

 

Кулинок О.И., зам. директора по ВР, классные руководители

3.3. Работа педагога-психолога и педагога социального

3.3.1

Проведение анкетирования:

- психосоциального анкетирования;

- по определению уровня знаний по вопросам здорового образа жизни;

- по определению доли обучающихся, ведущих здоровый образ жизни, выявлению факторов риска, влияющих на состояние здоровья

октябрь

2023 г.,

декабрь

2023 г.,

апрель

2024 г.

Педагог-психолог

3.3.2

Проведение акций, занятий с элементами тренинга, деловых игр, интерактивных занятий по вопросам здорового образа жизни

сентябрь 2023  –

 май  2024 г.

Педагог-психолог, педагог социальный, воспитатели ГПД

3.3.3

Оформление и обновление информационных стендов, содержащих информацию о нормативных правовых актах, о методах профилактики наркомании в молодежной среде, возможностях доступа к телефонам доверия и иным Интернет-ресурсам.

сентябрь 2023  –

 май  2024 г.

Педагог социальный

3.3.4

Адаптация учащихся I класса к школе, V класса ко II ступени общего среднего образования, X класса к обучению в старшем звене

октябрь,

декабрь

2023 г.

Педагог-психолог

3.3.5

Индивидуальные консультации с учащимися: «Мыслить позитивно»,

«Особенности детско-родительских отношений», «Понимать свои эмоции, понимать себя», «Профилактика конфликтных ситуаций в подростковой среде» и др.

сентябрь 2023  – май  2024 г.

Педагог-психолог

3.3.6

Мероприятия по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних по отдельному плану

Сентябрь

2023- май 2024 г.

Педагог-психолог

3.3.7

Ознакомление педагогов и родителей с физиологическими и психологическими особенностями здоровья детей и подростков

сентябрь 2023  – май  2024 г.

Педагог-психолог, фельдшер школы

3.3.8

Оказание помощи и социальной защиты детям-сиротам, детям-инвалидам, детям с ОПФР

сентябрь 2023  – май  2024 г.

Педагог-психолог, педагоги-дефектологи

3.3.9

Разработка и распространение памяток, листовок по вопросам ЗОЖ

сентябрь 2023 – май  2024 г.

Педагог-психолог, педагог социальный

3.3.10

Беседы, круглые столы, диспуты по профилактике вредных привычек, по профилактике употребления наркотических и других психоактивных веществ, просмотр видеороликов соответствующей тематики

сентябрь 2023  – май  2024 г.

Педагог-психолог, педагог социальный, классные руководители

3.4. Организация здорового и рационального питания обучающихся

3.4.1

Организация горячего питания, составление графика питания в школьной столовой

сентябрь 2023 

– май  2024 г.

Гавриш Т.И.,  ответственный за организацию питания

3.4.2

Охват горячим питанием школьников

сентябрь 2023 

 – май  2024 г.

Гавриш Т.И.,  ответственный за организацию питания

3.4.3

Контроль за составом и качеством меню, приготовленной пищи

сентябрь 2023 – май  2024 г.

Бракеражная комиссия

3.4.4

Выполнение натуральных норм питания

сентябрь 2023  

– май  2024 г.

Бракеражная комиссия

3.4.5

Контроль за выполнением гигиенических требований к содержанию помещений, оборудования, инвентаря, посуды; соблюдением правил производственной санитарии, а также сроков годности и условий хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья

 

сентябрь 2023

 – май  2024 г.

Совет по питанию

3.4.6

Ежедневный контроль и ведение журнала «Здоровье»

ежедневно

Зав. производством

3.4.7

Обновление уголков здоровья

сентябрь 2023 

  – май  2024 г.

Классные руководители

3.5. Работа с законными представителями обучающихся по укреплению здоровья

детей и взрослых

3.5.01

Ознакомление родителей с, состоянием здоровья их детей, с требованиями программ по физической культуре, содержанием оздоровительной работы с детьми на семье на общешкольном и классных родительских собраниях

сентябрь 2023

 – май  2024 г.

Кулинок О.И., зам. директора по ВР, классные руководители

3.5.2

Организация лекториев для родителей по пропаганде здорового образа жизни:

- «Вредные привычки и как им противостоять»

- «Иммунитет и способы его укрепления»;

- «Здоровое питание школьника»;

- «Безопасный интернет»

 

 

 

сентябрь 2023

 

 

ноябрь 2023

февраль 2024

апрель 2024

Классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный, фельдшер школы

3.5.3

Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, значимости совместной двигательной деятельности с детьми и др.

сентябрь 2023    

– май  2024 г.

Классные руководители

3.5.4

Подготовка памяток для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей», «Гимнастика для глаз», «Правила работы за компьютером», «Профилактика табакокурения» и др.

сентябрь 2023

  – май  2024 г.

Фельдшер, педагог-психолог, педагог социальный

3.5.5

Проведение тематических классных родительских собраний на тему ЗОЖ

сентябрь 2023   

 – май  2024 г.

Классные руководители

3.5.6

Проведение тематических общешкольных родительских собраний с приглашением специалистов

сентябрь 2023

  – май  2024 г.

Гриб О.Н.,

 директор школы

Кулинок О.И.,  зам. директора по ВР

3.5.7

Проведение совместных спортивных мероприятий с участием родителей

 

 

сентябрь 2023  

– май  2024 г.

 

 

Макеенко В.М., Заблоцкая А.Л., учителя физической культуры и спорта, классные руководители

3.5.8

Разработка рекомендаций для родителей по формированию культуры семейных отношений, культуры здорового образа жизни

сентябрь 2023 

– май  2024 г.

Педагог-психолог

 

3.5.9

Проведение цикла бесед и индивидуальных консультаций для учащихся и их законных представителей по гендерному воспитанию

сентябрь 2023

 – май  2024 г.

Педагог-психолог, классные руководители

 

3.5.10

Проведение информационно-просветительских и воспитательных мероприятий, направленных на повышение престижа семьи, формирование ответственного материнства и отцовства, формирования установок здоровой семьи, профилактику насилия в семейно-бытовой сфере

сентябрь 2023

 – май  2024 г.

Педагог-психолог, педагог социальный,

классные руководители, воспитатели ГПД

 

3.5.11

Проведение мероприятий по реализации республиканского проекта «Родительский университет»

сентябрь 2023

  – май  2024 г.

Кулинок О.И., зам. директора по ВР., педагог-психолог, педагог социальный, классные руководители

4. Оценка эффективности мероприятий проекта.

Определение стратегии дальнейших действий

4.1.

Создание фотоотчета школы в сфере охраны и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни

сентябрь 2023  – май  2024 г.

Педагоги, ответственные за проведение мероприятий

4.2

Совещание при директоре «Итоги реализации проекта «Школа – территория здоровья»

май 2024 г.

Гриб О.Н., директор школы

4.3

Анкетирование педагогов, учащихся, законных представителей учеников с целью определения уровня знаний по вопросам здорового образа жизни с анализом полученных результатов

апрель 2024 г.

Кулинок О.И., зам. директора по ВР,

4.4

Проведение оценки эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий

май 2024 г.

Гриб О.Н. директор школы

 

 

 

свернуть

Информационный сборник технологических карт блюд и изделий

развернуть

Перечень технологических карт блюд и изделий

 

Скачать информационный сборник технологических карт блюд и изделий(Архив 136.81 МБ)

Скачать информационный сборник технологических карт блюд и изделий(PDF 57.35 МБ)

Настоящий информационный сборник технологических карт блюд и изделий (далее – Сборник) включает технологические карты новых блюд и изделий, которые разработаны с учетом вкусовых предпочтений обучающихся технологами центров по обеспечению деятельности бюджетных организаций и технологами субъектов хозяйствования, осуществляющих организацию питания в учреждениях общего среднего образования, как в рамках эксперимента по организации школьного питания, так и ранее.

Технологические карты новых блюд и изделий составлены в соответствии с требованиями государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1210-2010 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия» (далее – СТБ 1210-2010) и получили гигиеническую оценку.

В Сборник также включены технологические карты новых блюд из овощей, рыбы и соусов, разработанные УО «Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий».

Все блюда и изделия, приведенные в Сборнике, прошли экспериментальную технологическую отработку, базируются на применении щадящих методов кулинарной обработки и предназначены для обеспечения реализации принципов здорового питания.

В питании учащихся не используются острые приправы (хрен, перец, горчица, уксус), а также продукты с их использованием, соки и напитки в виде сухих концентратов, натуральный кофе, крабовые палочки, не отвечающие установленным требованиям для детского питания.

Для приготовления блюд используется соль поваренная пищевая йодированная, масло растительное в зависимости от промышленной переработки (нерафинированное, рафинированное, дезодорированное и другое), сыры (мягкие, полутвердые, твердые), нежирное мясо (свинина мясная, говядина первой категории или телятина), птица и субпродукты, преимущественно охлажденные, яйца куриные диетические, яйца перепелиные вареные, огурцы консервированные без уксуса, морская капуста консервированная или маринованная без уксуса.

Котлетная свинина и говядина не относятся к нежирному сырью, в связи с чем могут использоваться только в сочетании с нежирным мясом (к примеру, грудкой из птицы или индейки) или овощами. Котлетная свинина и говядина должны содержать жира и соединительной ткани не более 35% и 20% соответственно от общей массы полуфабриката (СТБ 1020-2008 «Полуфабрикаты мясные натуральные. Общие технические условия).

В случае поступления на производство пищевых продуктов и продовольственного сырья, отличных от указанных в технологических картах, нормы отходов и потерь при технологической обработке устанавливаются на основании контрольных проработок. Контрольные проработки проводятся на партию сырья однократно в количествах по усмотрению производителя и с учетом возможности реализации продукции. Контрольные проработки оформляются актами по форме, приведенной в СТБ 1210-2010.

При использовании в процессе изготовления блюд и изделий новых видов теплового технологического оборудования, обеспечивающего температурно-влажностный режим кулинарной обработки, отличный от указанного в технологических картах (например, пароконвектомат или индукционная электроплита и др.), нормы выхода блюд или вложения компонентов на заданный выход должны быть уточнены путем контрольных проработок.

Данный Сборник сформирован в целях актуализации действующего Сборника технологических карт блюд и изделий для питания учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования, утвержденного постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 11 июля 2006 г. № 21.

Вместе с тем Сборник является рекомендованным для использования при организации питания обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования.

Выбор технологических карт осуществляется с учетом производственных возможностей объекта общественного питания, квалификации работников.

свернуть

Как правильно организовать питание школьника

развернуть

Правила здорового питания школьников

развернуть

Правила поведения за столом

развернуть

Памятка для родителей

развернуть

ПАМЯТКА О ЗДОРОВОМ ПИТАНИИ

развернуть

Полноценное и правильно организованное питание -необходимое условие долгой и полноценной жизни, отсутствия многих заболеваний.

Правила здорового Питания:

  1. ребенок должен есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания в течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.
  2. каждый день в рационе питания ребенка должны присутствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты, ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2—3 раза обязательно.
  3. ребенок должен питаться не менее 4 раз в день.
    учащиеся в первую смену в 7:30—8:30 должны получать завтрак (дома, перед уходом в школу), 11:00—12:00 — горячий завтрак в школе в14:30—15:30 - после окончания занятий — обед в школе(обязательно для учащихся групп продленного дня) или дома, а в 19:00—19:30 — ужин (дома).
    учащиеся во вторую смену в 8:00—8:30 должны получать завтрак (дома),  12:30—13:00 - обед (дома, перед уходом в школу) в 16:00—16:30 —горячее питание в школе (полдник), в 19:30- 20:00-ужин (дома).
  4. следует употреблять йодированную соль.
  5. в межсезонье (осень - зима, зима — весна) ребенок должен получать витаминно-минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответствующего возраста.
  6. для обогащения рациона питания школьника витамином «с» рекомендуем обеспечить ежедневный прием отвара шиповника.
  7. прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.
  8. если у ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела (эти сведения можно получить у медицинского работника школы), необходима консультация врача, так как в этом случае рацион питания ребенка должен быть скорректирован с учетом степени отклонения физического развития от нормы.
  9. рацион питания школьника, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки.

рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15 - 20% из белков, на 20 - 30% из жиров на 50- 55% из углеводов, содержащихся в овощах, фруктах, злаках, орехах.

пища плохо усваивается (нельзя принимать):

  • когда нет чувства голода.
  • при сильной усталости.
  • при болезни.
  • при отрицательных эмоциях, беспокойстве и гневе, ревности.
  • перед началом тяжёлой физической работы.
  • при перегреве и сильном ознобе.
  • когда торопитесь.
  • нельзя никакую пищу запивать.
  • нельзя есть сладкое после еды, так как наступает блокировка пищеварения и начинается процесс брожения.

рекомендации:

  • в питании всё должно быть в меру;
  • пища должна быть разнообразной;
  • еда должна быть тёплой;
  • тщательно пережёвывать пищу;
  • есть овощи и фрукты;
  • есть3—4 раза в день;
  • не есть перед сном;
  • не есть копчёного, жареного и острого;
  • не есть всухомятку;
  • меньше есть сладостей;
  • не перекусывать чипсами, сухариками и т. п.

Здоровое питание – это
ограничение жиров и соли, увеличение в рационе фруктов, круп, изделий из муки грубого помола, бобовых, нежирных молочных продуктов, рыбы, постного мяса.

а также…
умеренность.
четырехразовый  приём пищи.
разнообразие.
биологическая полноценность.

Будьте здоровы!!!

 

Чем питаться подростку?

Что такое рациональное питание?

Под рациональным питанием понимается такое питание, когда пища полностью удовлетворяет  повышенные пластические, энергетические и другие потребности развивающегося организма ребёнка.

Для чего нужно правильное питание?

Правильное питание является одним из важнейших условий гармоничного развития организма. С пищей человек получает большинство веществ, необходимых для роста и развития, пополнения энергии, затрачиваемой на умственную и физическую работу. Школьный период, охватывающий возраст от 7 до 17 лет, характеризуется интенсивными процессами роста, увеличением костного скелета и мышц, сложной перестройкой обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга. Эти процессы связаны с окончательным созреванием и формирование человека. К особенностям этого возрастного периода относится также значительное умственное напряжение учащихся в связи с ростом потока информации, усложнения школьных программ, сочетания занятий с дополнительными нагрузками (факультативные занятия, кружки, домашнее задание).

Для обеспечения всех этих сложных жизненных процессов школьнику необходимо полноценное питание, которое покроет повышенные потребности его организма в белках, жирах, углеводах, витаминах, энергии. Эти показатели значительно изменяются в зависимости от возраста, пола, вида деятельности, условий жизни. В школьном возрасте дети должны получать биологически полноценные продукты, богатые белками, минеральными солями и витаминами.

Каковы принципы здорового питания?

1. Питание школьника должно быть сбалансированным. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.
  2. Питание школьника должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.
Калорийность рациона школьника должна быть следующей:

  • 7-10 лет – 2400 ккал
  • 14-17лет – 2600-3000ккал
  • если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.

3. Питание школьника должно быть регулярным. Регулярность питания необходима еще и потому, что в подростковом возрасте наиболее часто встречаются ошибки в его организации. Из-за «дефицита» времени подростки часто едят наскоро, всухомятку, не всегда досыта, плохо пережевывают пищу. Многие в этом возрасте — чаще всего девочки — уже обращают внимание на свою фигуру. Боясь располнеть, они ограничивают себя в питании, сознательно отказываясь от завтрака или ужина, что ведет к недоеданию и может отрицательно сказаться на их состоянии здоровья.

В основе рационального питания лежит условный рефлекс. Если подросток питается в одно и то же время, организм привыкает к этому и когда наступает время обеда, повышается возбудимость пищевого центра, в желудке начинают выделяться пищеварительные соки, повышается обмен веществ. В результате улучшается пищеварение, усваиваемость пищи. При беспорядочности питания условный рефлекс не вырабатывается, организм к приему пищи не готовится и как результат — ухудшается усваиваемость пищи, нарушается пищеварение, что может привести к заболеваниям желудочно-кишечного тракта.

Подросткам следует питаться в течение дня 4 раза с интервалами в 3,5-—4 ч между приемами пищи. Это вызвано тем, что при 4-разовом питании улучшается переваривание пищи и ее усвоение. Длительные перерывы в приёме пищи отрицательно сказываются на функциональном состоянии центральной нервной системы  всего организма (начинает болеть и кружиться голова, появляется слабость, тошнота, боли в животе).

Если ребёнок, находясь в школе 4 -5часов, не принимает пищи, он становится менее внимательным, быстро утомляется, восприятие учебного материала снижается. 

Очень важно, чтобы дети не только регулярно и вовремя питались, но и получали при этом  необходимые гигиенические навыки, обучаясь правилам поведения за столом. Навыки и привычки, привитые с детства, сопровождают человека в течение всей его жизни.

Какие продукты необходимы для полноценного питания школьников?

Белки. Самыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству - мясной белок, на третьем – белок растительного происхождения.
Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения.


  В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты:

  • молоко или  кисломолочные напитки ; творог ; сыр ; рыба ; мясные продукты ; яйца .

Жиры. 
Достаточное количество жиров также необходимо включать в суточный рацион школьника. 
Необходимые жиры содержатся не только в привычных для нас «жирных» продуктах – масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины. 
Норма потребления жиров для школьников - 80-90 г в сутки, 30% суточного рациона. 
  Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать:

  • сливочное масло ; растительное масло ; сметану .

Углеводы. 
Углеводы необходимы для пополнения энергетических запасов организма. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие неперевариваемые пищевые волокна. 
Суточная норма углеводов в рационе школьника - 300-400 г, из них на долю простых должно приходиться не более 100 г. 
  Необходимые продукты в меню школьника:

  • хлеб или вафельный хлеб ; крупы ; картофель ; мед ; сухофрукты ; сахар .

Витамины и минералы.
Продукты, содержащие основные необходимые витамины и минеральные вещества, обязательно должны присутствовать в рационе школьника для правильного функционирования и развития детского организма.
  Продукты, богатые витамином А:

  • морковь ; сладкий перец; зеленый лук; щавель; шпинат; зелень ; плоды черноплодной рябины, шиповника и облепихи.

  Продукты-источники витамина С:

  • зелень петрушки и укропа ; помидоры ; черная и красная смородина ; красный болгарский перец; цитрусовые; картофель .

  Витамин Е содержится в следующих продуктах:

  • печень ; яйца ; пророщенные зерна пшеницы; овсяная и гречневая крупы .

  Продукты, богатые витаминами группы В:

  • хлеб грубого помола ; молоко ; творог ; печень ; сыр ; яйца ; капуста; яблоки; миндаль ; помидоры ; бобовые .

В рационе школьника обязательно должны присутствовать продукты, содержащие необходимые для жизнедеятельности минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие.

Как выбрать правильный режим питания?

   Правильный режим питания является составной частью общего распорядка дня школьника. Он должен гармонично сочетаться с режимом занятий, труда и отдыха детей.

   Все учащиеся, независимо от времени начала занятий  в школе, должны вставать и завтракать в одно и тоже время.

   Утром организм ребёнка усиленно расходует энергию, так как в это время он наиболее активно работает, поэтому завтрак должен содержать достаточное количество пищевых веществ и калорий для покрытия предстоящих энергозатрат. Он должен обязательно содержать горячее блюдо - творожное, яичное, мясное, крупяное. В качестве питья желательно горячее молоко или кофейный напиток на молоке, чай с молоком. Хорошим дополнением к утреннему завтраку являются свежие фрукты или овощи.

Очень важно, чтобы ребёнок получал в школе завтрак, который организуется обычно во время второй перемены и состоит из какого-либо горячего или молочно-фруктового блюда. Учащиеся, получающие в школе завтрак, меньше утомляются и легче справляются со школьной нагрузкой

Перед обедом детям полезны овощные закуски (винегреты, салаты). Горькие овощи: редьку, чеснок, лук – целесообразно употреблять  в умеренных количествах. Они способствуют выделению пищеварительных соков. На обед ребёнок обязательно должен получить первое горячее блюдо (но не слишком объёмное) и полноценное высококалорийное мясное или рыбное блюдо с гарниром, преимущественно из овощей. На сладкое - лучше фруктовый сок, свежие фрукты, компоты из свежих или сухих фруктов.

Ужин обычно состоит из молочных, крупяных, творожных и яичных блюд. Очень хорошо в состав ужина также включать свежие овощи и фрукты, значительно повышающие биологическую ценность питания. Перед сном не рекомендуются блюда из мяса или рыбы, так как богатая белком пища действует возбуждающе на нервную систему ребёнка и медленно переваривается. Дети при этом спят беспокойно и плохо отдыхают за ночь.

   Ребёнок должен есть не торопясь, тщательно пережёвывая пищу. Однако растягивать время пребывания за столом  не следует. Для завтрака и ужина школьникам достаточно по 10 – 15 минут,  для обеда – 15 – 20 минут, для полдника 5-8 минут. Распределение приема пищи выглядит следующим образом: завтрак 30—35 %; обед 35—40 %; второй завтрак или полдник 10—15 % и ужин 15—20 %.
  Питание школьников, занимающихся спортом.

Для подростков, занимающихся физическими упражнениями, прием пищи должен быть не позже, чем за 1,5 ч до тренировки и начинаться не ранее, чем через час после ее окончания. Это вызвано тем, что во время еды и примерно в течение 1,5 ч после ее окончания большая часть крови притекает к органам пищеварения — желудку, кишечнику, пищеварительным железам, обеспечивая их нормальное функционирование. Кровоснабжение мышц в это время уменьшается. Если сразу после еды приступить к тренировке, кровь отольет к мышцам. Недостаточное кровоснабжение пищеварительных органов ухудшает их работу, затрудняет всасывание в кровь питательных веществ. В результате снизится снабжение работающих мышц. Указанное выше время нужно для перераспределения крови от органов пищеварения к мышцам или наоборот.

К чему приводит неправильное питание?

Нарушения питания в детском возрасте служат одной из важных причин возникновения алиментарно-зависимых заболеваний, распространенность которых значительно увеличилась за последние годы. Рак, болезни сердца, диабет и самые современные болезни в будущем могут быть вызваны тем, что вы едите. Старайтесь есть здоровую пищу, это поможет вам обойти проблемы со здоровьем, которые могут быть вызваны в будущем, в случае употребления нездоровой пищи.

 Употребляя нездоровую пищу, вы рубите годы своего здоровья. Задумайтесь, сколько лет вы хотели бы прожить? А сколько из них вы хотели бы быть здоровым человеком? Употребляя здоровую пищу, вы не только продлеваете срок своей жизни, но и обеспечиваете себе здоровую старость.

 Нездоровая пища оказывает влияние и на ваш внешний вид, тут и проблемы с весом и более раннее появление признаков старения. Здоровая пища может упростить поддержание нормального веса вашего тела, а также замедлить признаки старения. Более здоровый внешний вид вашего тела это ещё один плюс употребления здоровой пищи.
ПОМНИТЕ! От того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности, а также взаимоотношения со школой и  родителями!

 

ПРО ФАСТ-ФУД

Привычным делом для многих из нас стал повседневный «перекус» готовой пищей. Хот-доги, гамбургеры, сэндвичи, шаурма, чебуреки, пирожки, картофель фри, сосиски в тесте, чипсы… Фаст-фуд на любой вкус можно без проблем купить не только в специальных заведениях «быстрой и здоровой пищи», но и буквально на улице, в киосках-вагончиках или палатках.

Что такое фаст-фуд?

Быстрое питание, фастфуд (англ. fast food, [fɑst fud]) — понятие, включающее в себя употребление блюд быстрого приготовления, обычно предлагаемых специализированными заведениями. Термином «фастфуд» обозначают пищу, которую можно быстро приготовить, а клиенту удобно – быстро съесть. Термин «фастфуд» был впервые введён в 1951 году.

Чем опасен фаст-фуд?

- Фастфуд, высококалориен, что приводит к ожирению и связанным с этим болезням.

- Фастфуд зачастую богат канцерогенными транс-насыщенными жирами (маргаринкомбижир), фастфуд содержит множество жареных продуктов (картофель фри и т. п.), также богатых канцерогенами (акриламид и т. д.).

- Высокое содержание сахара в прохладительных напитках, булках и т. п. опасно не только своей калорийностью, но и повышением риска развития диабета и прочих болезней.

- Фастфуд опасен для нервной системы человека: богатая сахаром и насыщенными жирами, (а также пищевыми разрыхлителями красителями, ароматизаторами) диета приводит к повреждению структуры мозга, разрушают нервные ткани и запускают воспалительные процессы.

- Полуфабрикаты, широко используемые в фастфудах, могут содержать множество химических пищевых добавок, в больших количествах соль, которые препятствует порче продуктов, а также способны скрыть настоящий вкус подпорченной пищи.

- Поглощение «быстрой пищи» происходит на ходу, в спешке, в небольшом рабочем перерыве. В результате пища не прожевывается тщательно, в желудок попадают большие куски, с перевариванием которых желудочному соку, зачастую «сдобренному» сладким газированным напитком, справиться тяжело. Нарушения работы желудка со временем приводят к серьезным заболеваниям. Среди наиболее распространенных - панкреатит, гастрит, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки.

 

Полезные советы.

- Если вы чувствуете себя зависимым от фаст-фуда, старайтесь избавляться от этой зависимости постепенно.

- Сокращайте количество потребляемого фаст-фуда: например, если вы привыкли ежедневно перекусывать сандвичем или пиццей, начните делать это раз в два-три дня, затем – раз в неделю.

- Установите для себя запрет на уличный фаст-фуд, особенно в жаркое время года.

- Подбирая меню, не злоупотребляйте жирными и высококалорийными блюдами.

- Менее травматичен для вашего желудка фаст-фуд, который употребляется не на голодный желудок. Это снизит риск агрессивного влияния фаст-фуда на слизистую желудка.

- Любую пищу – а уж тем более фаст-фуд – нужно тщательно пережевывать, облегчая тем самым работу желудочно-кишечного тракта.

- Ни в коем случае не приучайте к фаст-фуду своих детей. Злоупотребление фаст-фудом в столь нежном возрасте может привести к отставанию в развитии, нарушениям работы нервной системы ребенка, ослаблению иммунной системы.

 

Фаст-фуд не должен заменить вам здоровую пищу, стать единственным видом спасения от голода. Цена за увлечение подобной пищей слишком высока - на кон поставлено ваше собственное здоровье. Берегите его!

 

Питание

ПИТАНИЕ – один из главных факторов, влияющих на здоровье человека. Неправильное, нездоровое питание, выражающееся как в недостаточном, так и чрезмерном потреблении пищи, может служить причиной развития хронических заболеваний, приобретающих характер эпидемии и ставших за последние десятилетия основной причиной потери трудоспособности населения земного шара.

Что такое  здоровое питание?

Это - разнообразие продуктов, сбалансированный рацион, вкусно, полезно для всех

Основные принципы  здорового питания:

¨ Употребляйте разнообразные пищевые продукты, большинство из них должно быть растительного, а не животного происхождения.

¨ Хлеб, изделия из муки, крупы, картофель должны употребляться неск. раз в день.

¨ Ешьте несколько раз в день разнообразные овощи и фрукты

¨ Контролируйте поступление жира с пищей, и заменяйте животный мир на растительный.

¨ Заменяйте жирное мясо на бобовые, зерновые, рыбу, птицу или постное мясо.

¨ Употребляйте молоко с низким содержанием жира и молочные продукты с низким содержание жира и соли

¨ Выбирайте продукты с низким содержанием сахара, ограничивайте количество сладостей.

¨ Ешьте меньше соли. Общее количество в пище не должно превышать чайной ложки - 6г в день. Употребляйте йодированную соль.

¨ Приготовление блюд на пару, в микроволновой печи или кипячение уменьшат содержание жира, масла, соли и сахара.

Почему важно правильно питаться?

Потому что это дает возможность:

¨ предупредить и уменьшить риск возникновения хронических заболеваний,

¨ сохранить здоровье и привлекательную внешность,

¨ оставаться стройным и молодым

..быть физически и духовно активным

свернуть