Инновационная деятельность

Мероприятия по реализации республиканского инновационного проекта

развернуть

Мероприятия по реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели самообразования учащихся в компетентностно-ориентированной образовательной среде на основе

методов стратегии форсайта (2021 -2025)»

за 3 четверть 2023/2024 учебного года

 

  1. Мероприятия организационно-управленческого направления:

 ГУО «Средняя школа № 14 имени М.С. Гриневича г. Полоцка» продолжает работу по реализации инновационного проекта в соответствии с  календарным планом реализации инновационного проекта на 2023/2024 учебный год. Участники проекта  работают над решением задач на текущий учебный год.         

29.03.2024 состоялось заседание инновационной группы по реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели самообразования учащихся в компетентностно-ориентированной образовательной среде на основе методов стратегии форсайта». Педагоги работали в облачном пространстве, размещали свои работы по реализации проекта на гугл-диске, обсуждали промежуточные результаты реализации проекта.

https://www.instagram.com/p/C5G-_otsuck/?igsh=MWVmNGNncnppc3I2Mg

 2.Создание условий для реализации инновационного проекта:

Для удобства размещения материалов по реализации проекта педагоги работают в облачном пространстве на гугл-диске. Каждый член инновационной группы имеет на диске личную папку в открытом доступе для других членов, что позволяет оперативно и в удобное время делиться опытом по использованию методов форсайта.  https://drive.google.com/drive/folders/1fGT9D4IPI4PAuLNYC5akAcKhUN7uZgFS?usp=sharinghttps://drive.google.com/drive/folders/1fGT9D4IPI4PAuLNYC5akAcKhUN7uZgFS?usp=sharing

3.Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, педагогических работников и законных представителей

В рамках психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности с целью обеспечения психологической поддержки педагогов инновационной группы проводилась комплексная диагностика мотивационной сферы педагогов, входящих в состав инновационной группы.

            В диагностическом исследовании были использованы следующие методики:

  1. Диагностика реализации потребности в саморазвитии.
  2. Тест-опросник «Психологическая компетентность учителя».
  3. Диагностика мотивационной структуры личности В.Э. Мильман.

            В диагностическом исследовании приняли участие 10 педагогов из 12, которые входят в состав инновационной группы.   Результаты исследования показали следующие результаты:

            У всех 10 испытуемых показатель психологической компетентности варьируется от 85 до 100 %, что является высоким показателем. 100 % испытуемых реализуют свой творческий потенциал и потребность в саморазвитии.  

            У 60 % испытуемых мотивационной направленностью является социальный статус и творческая активность. У 20% испытуемых мотивационная направленность связанна с социальной полезностью. У оставшихся 2-% испытуемой мотивационной направленностью является общение. Самую высокую оценку получила шкала – творческая активность, которая подтверждает высокую заинтересованность в работе: желание постоянно улучшать результаты работы, желание осваивать новые функции.

            Помимо диагностического исследования в психолого-педагогическом сопровождении инновационной деятельности участников инновационной группы реализовались индивидуальные и групповые консультации, которые были направленны на помощь в профилактике профессионального выгорания, устойчивой самооценки педагога, оказанию помощи в личностных вопросах. 

            Можно сделать вывод о том, что работа по психолого-педагогическому сопровождению инновационного проекта в ГУО «Средняя школа №14 имени М.С. Гриневича г. Полоцка» ведется в полном объёме, все участники инновационной группы реализуют свой творческий потенциал и потребность в саморазвитии. Преобладает мотивационная направленность, связанная с творческой активностью, что говорит о желании коллектива осваивать новые функции, подтверждает высокую заинтересованность в работе. 

           

4.Мероприятия, проводимые с учащимися.

Работа над темой  «Формирование и развитие социальной компетенции учащихся с классами интегрированного обучения и воспитания при помощи SWOT-анализа» проводилась учителем-дефектологом Богатырёвой О.Н. в соответствии с годовым планом работы школы по проекту.

На период третьей четверти было запланировано проведение занятий с применением заданий, разработанных на основе SWOT-анализа, а также транслирование опыта использования данных методов  среди коллег школы.

За отчётный период было проведено  5 занятий с учащимися 3 «А», 4 «Б», 6 «Б»,8 «Б» и 9 «А»  классов интегрированного обучения и воспитания с применением метода SWOT-анализа.

Тематика занятий и задания отражены в таблице 1:

Таблица 1

№ п/п

Класс

Учебный предмет

Тема занятия

Задание

Метод форсайта

 

3 «А»

Человек и мир

Земля – наш общий дом

Беседа «Каким должен быть лесник?»

SWOT-анализ

 

4 «Б» 

Литературное чтение

Б. Заходер «Что красивей всего?»

Рассуждение «Вопросы о красоте» 

SWOT-анализ

 

6 «Б» 

Биология

Значение животных в природе и жизни человека

Беседа «Для чего нужны зоопарки?» 

SWOT-анализ

 

8 «Б»

Социально-бытовая ориентировка

Магазин «Секонд-хенд»

 Проблемная беседа «Секонд-хенде: за и против»

SWOT-анализ

 

9 «А»

Социально-бытовая ориентировка

Предприятия торговли. Права потребителя

Разыгрыва

ние ситуации «Возврат товара»

SWOT-анализ

 

Учитель информатики Тальвинская Н.В. работает с учащимися в направлении развития учебно-исследовательской компетенции. В 3-й четверти учащиеся приняли участие во 2 этапе областного рейтинга по программированию среди учащихся II-XI классов. Следует отметить, в рейтинге приняли участие учащиеся всех ступеней. Результат первого этапа – Диплом 3 степени среди учащихся  X-XI классов. Приняли участие в районном этапе научно-практической конференции «Квантум», результат – 2 диплома 2 степени, 1 диплом 3 степени; участие в районном этапе олимпиады по программированию – диплом 2 степени, участие в областном этапе); участие в областном конкурсе по креативному программированию в среде Scratch – 2024 ожидаются результаты).

Учителя, преподающие учебные предметы, разработали и провели учебные, факультативные занятия, классные часы с использованием методов форсайта.

 

5.Формирование эффективного (инновационного) педагогического опыта:

В рамках работы над проектом учитель-дефектолог Богатырёва О.Н.  выступила на заседании УМО учителей начальных классов и учителей-дефектологов «Формирование личности обучающегося, его предметных и метапредметных компетенций посредством использования возможностей развивающей, информационно-образовательной, социокультурной среды» с темой «Развитие познавательной сферы учащихся на учебных занятиях». В своём выступлении остановилась на основных форм методах и приёмах развития познавательных процессов, поделилась особенностями и возможностями применения метода SWOT- анализа на учебных занятиях.

Учитель информатики Тальвинская Н.В. приняла участие в областном этапе конкурса «Компьютер. Образование. Интернет», результат – диплом 3 степени.

Наталья Викторовна разработала технологическую карту учебного занятия по учебному предмету «Информатика» «Растровые изображения, VI класс», а также Программу-тренажер по русскому языку для IV класса.

Учитель белорусского языка и литературы Станкевич А.А. разработала технологическую карту классного часа в VI классе «Здоровым быть здорово».

Учитель немецкого языка описала использование метода картирования на уроках немецкого языка, разработала технологическую карту для урока «Город и деревня» в V классе, для урока “Здоровый образ жизни“ в IX классе, для урока «Покупки» в VII классе.

Учитель английского языка Ламинская О.В. разработала технологическую карту урока английского языка в VIII классе «Традиции и британские дороги».

Учитель истории и обществоведения Глазырина Ю.С. описала метод «Дельфи».

Учитель географии  Василенко Т.М. разработала технологическую карту учебного занятия по учебному предмету «География» в Х классе «Демографические процессы и их география»; дорожную карту использования приема РЕST-анализ на уроках географии в X-XI классах.

Учитель русского языка и литературы Шипило Е.Н. разработала план-конспект факультативного занятия «Подготовка к написанию экзаменационного изложения «Хлеб - наша главная забота» (использование метода морфологического анализа)».

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

2-я четверть

04.01.2024
развернуть

Мероприятия по реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели самообразования учащихся в компетентностно-ориентированной образовательной среде на основе

методов стратегии форсайта (2021 -2025)»

за 2 четверть 2023/2024 учебного года

 1.Мероприятия организационно-управленческого направления:

 ГУО «Средняя школа № 14 имени М.С. Гриневича г. Полоцка» продолжает работу по реализации инновационного проекта в соответствии с  календарным планом реализации инновационного проекта на 2023/2024 учебный год. Участники проекта  работают над решением задач на текущий учебный год.         

Регулярно (1 раз в две недели) проводятся консультационно-педагогические совещания  «Стратегия форсайта в действии. Успехи и проблемы». Для сетевого взаимодействия инновационная группа использует созданную мобильную группу в сети “Viber”.

28.12.2023 проведено заседание педагогического совета «Инновационная деятельность – условие развития учреждения образования», где были рассмотрены промежуточные результаты реализации проекта.

2.Создание условий для реализации инновационного проекта:

Инновационная группа приняла участие в вебинаре “Готовность к трансляции инновационного педагогического опыта как аспект инновационной деятельности педагога” (декабрь) и вебинаре по актуальным вопросам инновационной деятельности (ноябрь).

На гугл-диске      создан аккаунт, где       члены инновационной группы размещают рабочие материалы по реализации проекта. Ссылка: https://drive.google.com/drive/folders/1fGT9D4IPI4PAuLNYC5akAcKhUN7uZgFS?usp=sharinghttps://drive.google.com/drive/folders/1fGT9D4IPI4PAuLNYC5akAcKhUN7uZgFS?usp=sharing

3.Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, педагогических работников и законных представителей

Во второй четверти 2023/2024 года прошла неделя самообразования для учащихся и педагогов учреждения. Педагогом-психологом в рамках недели самообразования был проведено занятие с элементами тренинга: «Ответственность и самообразование» для учащихся 7 «А» класса. Целью занятия было донести до несовершеннолетних ценность возможности самообразовываться.  

             4.Мероприятия, проводимые с учащимися:

Проведена Неделя самообразования в соответствии с Планом:

№ п/п

Мероприятие

Дата проведения

Время проведения

Место проведения

Класс

Ответственный

1.      

Проведение анкетирования учащихся, педагогов «Плюсы и минусы самообразования»

13.11.2023

В течение учебного дня

Учебные кабинеты

V-XI

Пашкевич А.О., Петрович И.М.

2.      

Занятие с элементами тренинга «Ответственность и самообразование»

 

14.11.2023

14.15 ч.

каб. 215

7 «А»

Пашкевич А.О.,

Амосова М.П.

3.      

Использование метода ключевых технологий

в ЗОЖ (классный час)

 

14.11.2023

14.15 ч.

каб. 214

6 «Б»

Станкевич А.А.

4.      

Учебное занятие по русскому языку «Постфикс как значимая часть слова» (морфологический анализ)

 

15.11.2023

12.15 ч.

каб. 313

6 «Б»

Шипило Е.Н.

5.      

Использование метода ключевых технологий на уроке белорусской литературы «Прыкметы і павер’і»

 

16.05.2023

08.15 ч.

каб. 214

5 «Б»

Станкевич А.А.

6.      

Кл.час «Десять шагов к выбору будущей профессии»

 

16.05.2023

15.05 ч.

каб. 217

9 «А»

Глазырина Ю.С.

7.      

Учебное занятие «Учимся самостоятельности на уроке – Базовые алгометрические структуры»

 

16.05.2023

11.15 ч.

каб. 218

10 (проф. гр.)

Тальвинская Н.В.

8.      

Учебное занятие «Использование метода картирования на уроке немецкого языка –Здоровый образ жизни»

 

16.05.2023

09.15 ч.

каб. 306

5-е классы

Михайленко А.С.

9.      

Разработка памятки по работе с текстом на иностранном языке

 

17.05.2023

12.15 ч.

каб. 315

6 «А»

Ламинская О.В.

10. 

Использование swot-анализа на уроке географии «Практическая работа 4. Физико-географическая характеристика природы своей местности»

 

17.05.2023

09.15 ч.

каб. 111

9 «А»

Василенко Т.М.

11. 

Коррекционное занятие по развитию познавательной деятельности «Верю – не верю» (использование swot-анализа)

 

17.05.2023

14.30 ч.

каб. 103

6 «Б»

Богатырева О.Н.

12. 

Учебное занятие «Третий признак равенства треугольников» (перевернутый урок)

 

17.05.2023

12.15 ч.

каб. 212

7 «Б»

Кошовенко Е.М.

13. 

Круглый стол «Как научиться учиться?»

 

18.05.2023

10.00 ч.

каб. 211

9-е классы

Петрович И.М., Матузова Е.С., Глазырина Ю.С.

Ссылка: https://www.instagram.com/p/C1XFg2TMuiw/?utm_source=ig_web_copy_link

5.Формирование эффективного (инновационного) педагогического опыта:

Тема педагогического исследования Глазыриной Ю.С. «Формирование и развитие читательской грамотности учащихся (на II ступени общего среднего образования) на уроках истории в работе с разнообразными типами текстов на основе метода форсайта «Дорожные карты» и «Дельфи».

Уровень обученности учащихся. Использование методов «Дорожных карт» и «Дельфи» положительно отразились на динамике учебных достижений: в VII «Б» классе по всемирной истории и по истории Беларуси (всемирная история качество знаний 97 %, история Беларуси – 93 %).

Личностное развитие учащихся. На протяжении работы в инновационном проекте были разработаны «Дорожные карты» к урокам истории в V-VI классах, «Дорожная карта» для учащихся VII класса по изучению отдельных тем по истории Беларуси с дополнительными заданиями.

При работе с различными типами текстов на уроках истории у учащихся наметилась положительная динамика сформированности основ информационно-коммуникативной компетентности. Большинство учащихся VII классов без особых проблем справляются с предложенными заданиями по формированию читательской грамотности на уроках, такими как работа с иллюстративным материалом, поиск ошибок и пропусков в тексте, работа с лентой времени, узнавание исторических памятников, исторических лиц и героев, объяснением крылатых и устойчивых выражений и т.д. Учащиеся VII классов научились подбирать иллюстративный материал к устному рассказу по теме урока, составлять кроссворды, рассказы, словари понятий по теме, готовить сообщение на заданную тему и т.д.

Основные проблемы слабоуспевающих учащихся – низкая скорость чтения; непонимание смысла, прочитанного; затруднения в кратком пересказе; ошибки по причине непонимания формулировки задания. Для решения данных проблем тоже можно использовать «Дорожные карты».

Уровень профессионализма педагога. Участие в инновационном проекте Юлия Сергеевна связывает с возможностью самообразования и саморазвития. Трудности, возникающие в процессе инновационной деятельности, предстают как перспектива возможности их разрешения своими силами. В ходе реализации плана педагог изучает научно-методическую и специальную литературу, интернет-контент на тему использования методов стратегии форсайта в образовательном процессе; рекомендации по совершенствованию процесса обучения истории Беларуси; опыт коллег УО Республики Беларусь, участвовавших в инновационной деятельности; опыт учителей-предметников по использованию методов форсайта «Дорожные карты» и «Дельфи» в образовательном процессе; материалы из опыта работы учителей истории по оценке уровня читательской грамотности; опыт учителей-предметников по использованию медиа текстов для формирования и развития читательской грамотности учащихся, организации проектной и исследовательской деятельности учащихся. По итогам работы пополняется электронный каталог: «Методическая литература и электронные ресурсы по теме ИД».

Удовлетворённость членов школьного сообщества, представителей социума инновационной деятельностью. Применение на уроках методов «Дорожных карт» и «Дельфи» не вызвало особых затруднений у большинства учащихся, уроки с применением этих методов для низко мотивированных учащихся стали более интересны.

Здоровье учащихся. Педагог оптимально организует учебную деятельность, строго дозирует учебную нагрузку; строит урок с учетом работоспособности учащихся (смена видов деятельности); соблюдает гигиенические требования; благоприятный эмоциональный настрой; проводит физкультминутки на уроках.

Использование методов «Дорожные карты» и «Дельфи»позволяет:

  • сделать обучение увлекательным занятием, учебный процесс более разнообразным, интересным, комфортным;
  • формировать у учащихся умение работать с потоком информации, грамотно извлекать и использовать полученный материал в процессе усвоения учебной программы, в исследовательской деятельности, при подготовке к олимпиаде, а в дальнейшем при подготовке к экзамену по истории Беларуси, ЦЭ и ЦТ;
  • формировать педагогические компетентности в области мотивирования учащихся на совершенствование их личностных и учебных компетенций;
  • направлять взаимоотношения «учитель-ученик» в сторону сотрудничества.

Среди недостатков применения методов можно выделить:

  • большие затраты по времени при составлении «Дорожных карт»;
  • невозможность создания индивидуальных дорожных карт каждого учащегося, на каждый урок, по каждой теме;
  • невозможность всецело применять метод «Дорожные карты» ко всем учащимся класса на всех уроках;
  • метод «Дельфи» может применяться только частично;
  • при применении метода «Дельфи» коллективное мнение по некоторым вопросам далеко не во всех случаях является верным;
  • при применении метода «Дельфи» учащиеся, выступающие в роли аналитиков, отбрасывают креативные решения, имеющие наименьшее количество сторонников, а эти решения могут быть самыми эффективными.

Тема педагогического исследования Богатырёвой О.Н. «Формирование и развитие социальной компетенции учащихся с интеллектуальными нарушениями при помощи форсайт-сторителлинга и метода Уолта Диснея»

Цель: внедрение в работу методов Уолта Диснея и форсайт-сторителлинга для повышения коммуникативной компетенции учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Объектами для реализации поставленных задач были учащиеся начального звена, обучающиеся по программе специальной школы, специальной школы-интерната для детей с трудностями в обучении, и учащиеся среднего звена, обучающиеся по программе первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

В процессе  работы над проектом проведено 10 уроков и 2 внеурочных воспитательных мероприятия с использованием методов форсайта. При использовании элементов и коммуникативных игр в отношении метода Уолта Диснея у учащихся возникали сложности (высказывание собственной точки зрения, собственной позиции по тому или иному вопросу), однако, повысилась мотивация к общению как со сверстниками, так и со взрослыми.

Ольга Николаевна проводила работу по привлечению  к использованию методов форсайт-сторителлинга и метода Уолта Диснея педагогами начальных классов, классов  интегрированного обучения и воспитания, учителей-дефектологов  Полоцкого района. Для родителей всех учащихся школы составлены и выложены на сайте школы памятки «Как научить ребёнка составлять истории?» и «Умение рассказывать – залог успешного будущего». Об опыте использования методов форсайта написана статья в журнале «Вестник ВОИРО».

Необходимо отметить, что применение вышеуказанных методов имело свои сложности:

  • новизна и необычность преподнесения материала на занятиях;
  • отсутствие шаблонности (примера) в выполнении заданий;
  • низкий уровень развития познавательных процессов у детей с ОПФР.

Однако анализ сформированности коммуникативной и социальной компетенций у учащихся с интеллектуальными нарушениями по итогам двух лет показал, что методы форсайт-сторителлинга и Уолта Диснея положительно влияют на развитие самостоятельности детей, стимулируют их к активности, самостоятельному поиску информации, общению между собой и с одноклассниками, со значимыми и незнакомыми взрослыми. Как итог, всё это помогает формировать адекватный образ будущего у детей с особенностями психофизического развития  в контексте современного общества.

Тема педагогического исследования Ламинской О.В. «Формирование и развитие читательской грамотности  в работе с разнообразными типами текстов и ситуациями на основе метода форсайта «Мастерская будущего» на II ступени общего среднего образования».

Для организации инновационной деятельности педагог развивался сам, прирастая новыми знаниями посредством изучения новой литературы, ознакомлением с новыми методами форсайта. Педагог разработала планы- конспекты уроков для V и VI классов. Вместе с учащимися создали памятки  по внедрению метода на уроках английского языка, по работе с текстом на иностранном языке.

  Использование метода «Мастерские будущего»  выявил следующие положительные стороны:

  • выполнение учащимися различных мыслительных операций;
  • обмен мыслительными деятельностями между участниками образовательного процесса;
  • сочетание индивидуальных и групповых форм работы;
  • повышение качества знаний и среднего балла учащихся.

В ходе работы педагог отмечает трудность реализации метода – невысокая мотивация отдельных учащихся.

Кошовенко Е.М. работает над применением метода «мозгового штурма».  Данный метод является одним из способов поиска новых идей и решений. В ходе проведения мозгового штурма учащиеся высказывают свою версию решения, а затем из предложенных идей выбирают наиболее перспективные и удачные. Целью данного метода является организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения поставленных проблем. При этом сама проблема должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес учащихся.

Педагог отмечает, что применение метода способствует значительному повышению активности всех учащихся на уроке, так как в работу включены все ребята. В ходе работы, учащиеся имеют возможность продемонстрировать свои знания и умения, задуматься о возможных вариантах решения задачи. При этом они учатся коротко и максимально четко выражать свои мысли, анализировать их. Метод «Мозговой штурм» позволяет объединить усилия и знания нескольких людей. Немаловажным является и поддержание доброжелательной атмосферы, где преобладает взаимовыручка и поддержка. Все это дает возможность приобретать новые знания и развивать любознательность, тягу к самому образовательному процессу, совершенствовать коммуникационные навыки, основанные на сотрудничестве.

Урок математики в 7 «А» классе, проведенный с использованием данного метода, позволил учащимся проявить себя с самой лучшей стороны: всегда скучающие дети и оттого непослушные и балующиеся на уроке, работали очень активно и продуктивно, выполняя задания с интересом. Открытый урок математики в 7 «Б» классе, проведенный для учителей Полоцкого района, вызвал многочисленные положительные отзывы коллег.

Однако Елена Михайловна определила недостатки использования метода;

  • поощрение любых идей иногда способствует переходу в область фантастики и уводит от реального решения поставленной задачи;
  • при участии большого числа участников сильно возрастают временные затраты на их обсуждение;
  • невозможность решения сложных дискуссионных вопросов, так как процесс сложно регулировать и направлять к нужному решению.

Тема педагогического исследования Василенко Т.М. –  «Формирование у учащихся VIII-XI классов компетенции интерпретировать данные и наблюдения с позиции современного естественно научного знания на основе метода SWOT- анализа».

В ходе реализации проекта Татьяна Михайловна развила свою исследовательскую компетенцию и на основе приобретенных знаний и опыта

создала  «Дорожные карты», методические рекомендации по внедрению метода SWOT- анализа на уроках географии в VIII-XI классах, по внедрению метода SWOT-анализа; разработала уроки по теме инновационной деятельности, и самое главное – использует метод SWOT-анализа на разных этапах уроков. Педагог отмечает, что SWOT-анализ – инструмент эффективный, но неидеальный. У него есть как преимущества, так и недостатки. Среди очевидных плюсов – универсальность. Он подходит для организации работы по разным разделам программы: отрасли хозяйства, страны и регионы, демографические процессы, экологические проблемы, экономико-географическое положение и др. Кроме того, он позволяет сделать выводы и прогнозировать развитие по изучаемой теме. С его помощью оцениваются внутренние свойства и внешние факторы.  Использование  метода не является сложным. Однако, есть и недостатки: необходимость наличия большого объема информации; вероятная субъективность оценок; результаты показывают положение дел на момент его проведения и могут со временем изменяться; заполненная матрица представляет собой всего лишь «разложенные по полочкам» сведения. Это еще не готовые выводы, их надо анализировать и выносить соответствующие заключения, что уже становится положительным моментом, так как мотивирует учащегося думать самостоятельно.

Шипило Елена Николаевна выбрала для исследования метод «Морфологический анализ». Работу над темой инновационного проекта педагог начала с изучения литературы о возможности использования методов стратегии форсайта в образовательном процессе, ознакомилась с рекомендациями по повышению читательской грамотности учащихся по результатам PISA-2018. Особое внимание уделила изучению метода стратегии форсайта «Морфологический анализ». Это позволило повысить собственный уровень методической подготовки.           

С целью практической отработки тех знаний и умений, которые были приобретены учащимися, провела уроки с использованием элементов метода форсайта «Морфологический анализ».  В результате проведения учебных занятий учитель отметил повышение учебно-познавательной активности учащихся, стремления к самостоятельному поиску новой информации. Об эффективности использования элементов метода форсайта говорит и личностное развитие учащихся, которое проявляется в повышении уровня самоорганизации самостоятельной работы, способности к объективной взаимооценке, самооценке и самоанализу.

Параллельно велась работа по выбору текстов и разработке заданий для подготовки к олимпиаде по русскому языку, а также для работы на факультативных занятиях. Результаты: два диплома 3 степени на районном этапе олимпиады по русскому языку (2022/2023уч. г.), два диплома 3 степени на дистанционной олимпиаде ВОИРО по русскому языку (2022/2023 уч. г.), диплом 3 степени по итогам районного этапа 51-го Международного молодёжного конкурса сочинений эпистолярного жанра (2021/2022уч.г.). Постоянно проводится работа с текстами на факультативных занятиях в IX классах. Разработан план-конспект занятия по работе с текстом «Хлеб – наша главная забота». Елена Николаевна считает выбранную тему для педагогического исследования актуальной и перспективной. Планирует в дальнейшем создавать и использовать в урочной и внеурочной деятельности разнообразные типы текстов на основе метода форсайта «Морфологический анализ» для формирования и развития читательской грамотности учащихся.

Станкевич А.А. включена в инновационную группу год назад и стала работать над темой «Формирование и развитие читательской грамотности учащихся V-VI классов на уроках белорусского языка и литературы в работе с текстами на основе метода форсайта «Мозговая атака». Однако на непродолжительный период работы Анжелика Александровна имеет положительные результаты. Использование метода «Мозгового штурма» положительно отразилось на динамике учебных достижений учащихся. Наблюдается повышение уровня обученности по предмету в 5 «А» и 5 «Б» классах. Использование «Мозгового штурма» на уроках позволило использовать новую форму организации урока, работать в группах и применять индивидуальный подход к детям: с сильными учащимися, учащимися с низкой учебной мотивацией и со слабоуспевающими учащимися. Ребятам нравятся уроки, проводимые с использованием метода. А проведенный классный час вызвал неподдельный интерес у учащихся и желание впредь проводить подобные мероприятия. Лучшее доказательство личностного роста – это желание принять участие в олимпиадах и конкурсах. И хотя еще результаты совсем невысокие, учащиеся не утрачивают желания учиться и покорять вершины знаний. Работа в проекте стимулирует профессиональное развитие педагога: учитель изучает опыты работы коллег, посещает обучающие семинары.

Михайленко А.С. работает над темой «Формирование и развитие читательской грамотности в работе с разнообразными типами текстов и ситуациями на основе метода форсайта «Мастерская будущего» на II ступени общего среднего образования». Цель работы педагога – создание эффективной системы работы для повышения читательской грамотности в работе с разнообразными типами текстов и ситуациями на основе данного метода. Учащимся предлагались разнообразные типы текстов и ситуаций, работая над которыми, необходимо было проявить самостоятельность, извлекая из текстов незнакомые слова и выражения, пользуясь словарем, гугл-переводчиком, найти перевод, выписать. Не все учащиеся проявляли активность, но следует отметить, что большая часть учащихся была заинтересована. Результатом являлась то, что благодаря самостоятельному поиску ответа на поставленную задачу, учащиеся расширили свой словарный запас самостоятельной деятельностью. Используя новую лексику, ребята проявляли инициативу в создании своего текста в силу своих возможностей, предъявляли его для чтения одноклассникам. Педагог отмечает повышение качества знаний и среднего балла по предмету, логичность и систематичность усвоения учебного материала, самообразование и осознание самообразования как необходимого условия самореализации личности.

Для изучения и применения педагог выбрал еще один метод форсайта –«Метод картирования». Данный метод был применен в V классе в рамках недели самообразования. Следует отметить, что учащиеся проявили наибольший интерес к данному методу при изучении темы «Здоровый образ жизни».  Учащиеся извлекали самостоятельно из прочитанных текстов на уроке важную для себя информацию, знакомились с новой лексикой, переводили с помощью словаря. Каждый учащийся составил интеллект-карту, на основе которой смог составить логическое высказывание по теме. Однако не все учащиеся могли ответить на косвенные вопросы. Учащиеся смогли классифицировать ключевые слова на две категории: основные и производные определения, выделить основные аспекты, понятия, которые связаны с данной темой.

«Формирование и развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности на основе метода «мастерские будущего» у учащихся на второй ступени общего среднего образования»

Тема педагогического исследования Тальвинской Н.В. «Формирование и развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности на основе метода «Мастерские будущего» у учащихся на второй ступени общего среднего образования». Цель педагога:         вовлечение учащихся в самостоятельную продуктивную деятельность с целью достижения более высоких практических результатов, получения новых знаний.  Развитие учащихся как творческой личности, переключение с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный.  Исходя из критериев и показателей, согласно которым определялась эффективность инновационной деятельности, педагог отмечает, что увеличилась степень участия в исследовательской деятельности (подключены учащиеся среднего звена и начальной школы. Результативность составила 100%); наблюдается положительная динамика продвижения учащихся в учебном процессе (100 % качество знаний у учащихся X-XI классов, в том числе и в профильной группе); в ходе собеседования с учащимися отмечается положительная динамика их удовлетворённости инновационной деятельностью.

За первое полугодие 2023/2024 учебного года были проведены следующие мероприятия:

  • Витебская областная олимпиада по программированию в среде Scratch среди учащихся 2-4 классов. Результат: 6 дипломов 2 степени, 6 дипломов 3 степени.
  • Участие в районном этапе олимпиады по информатике. Результат – диплом 2 степени, участие в областном этапе.
  • Участие в районном этапе конкурса компьютерных разработок Патриот. by. Результат – диплом 1 степени.
  • Участие в областном этапе конкурса компьютерных разработок Патриот. by. Результат – диплом 1 степени.
  • Участие в 1 этапе областного рейтинга по программированию среди учащихся 2-11 классов. Следует отметить, в рейтинге приняли участие учащиеся всех ступеней. Ожидаются результаты.

Деятельность педагогов свидетельствует о развитии исследовательской компетенции как у учащихся, так и педагогов, что является показателем развития образовательного социума учреждения.

свернуть

1-я четверть

15.11.2023
развернуть

Мероприятия по реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели самообразования учащихся в компетентностно-ориентированной образовательной среде на основе

методов стратегии форсайта (2021 -2025)»

за I четверть 2023/2024 учебного года

       ГУО «Средняя школа № 14 г. Полоцка» продолжает работу над созданием  системы управления реализацией инновационного проекта. На 2023/2024 учебный год издан приказ об организации инновационной деятельности в учреждении от 31.08.2023 № 471. Закреплены субъекты инновационной деятельности (внесены корректировки в состав субъектов, добавлены новые методы для исследования), составлен календарный план реализации инновационного проекта на 2023/2024 учебный год. Участники проекта  определили задачи на текущий учебный год.         

В учреждении организовано проведение консультационно-педагогического совещания  «Стратегия форсайта в действии. Успехи и проблемы». Данное совещание проводится 1 раз в две недели регулярно, где участники инновационного проекта обсуждают проблемные вопросы, высказывают свои идеи по реализации проекта.

      Для педагогического коллектива проведен семинар «Методы форсайта». Педагоги, члены иновационной группы, рассказали об использовании методов в своей работе, показали на конкретных примерах возможности достижения успеха учащимися при использовании методов морфологического анализа, дерева целей, дорожных карт, SWOT-анализа, мозгового штурма, мастерских будущего и других.

свернуть

Работа над реализацией иновационного республиканского проекта «Внедрение модели самообразования учащихся в компетентностно-ориентированной образовательной среде на основе методов стратегии форсайта» (2021-2025)

развернуть

Цель:

формирование и развитие личности учащегося как субъекта своей образовательной деятельности, готовой к непрерывному самообразованию, прогнозированию образовательного и профессионального будущего в контексте парадигмы непрерывного образования посредством овладения методами форсайта как стратегии в обогащенной компетентностно-ориентированной образовательной среде.

Задачи:

1.  Разработать и реализовать систему управления (организационно-управленческие мероприятия) на всех этапах реализации инновационного проекта на основе принципов современного менеджмента в образовании и методов стратегии форсайта как стратегии.

2.  Обеспечить научно-методическое сопровождение, которое содействует развитию компетенций в области самообразования всех субъектов образовательного процесса на основе теоретического и практического освоения методов форсайта как стратегии.

3.   Создать систему методической работы (организационно-методических мероприятий), способствующую принятию, освоению и внедрению педагогами в образовательный процесс методов стратегии форсайта как эффективных средств в области формирования и развития предметных, личностных и метапредметных компетенций и способствующих организации самообразования учащихся.

4.  Способствовать переводу личности учащегося в позицию активного субъекта образования в условиях компетентностно-ориентированной образовательной среды для построения дорожной карты самообразования, способствующей успешной самореализации на всех этапах обучения и осознанному профессиональному самоопределению на основе методов форсайта как стратегии.

5.  Привлечь законных представителей и социальных партнёров к активному взаимодействию по обогащению и расширению компетентностно-ориентированной образовательной среды.

6.  Создать благоприятные условия для формирования, представления и трансляции (распространения, диссеминации, диффузии) педагогами инновационного педагогического опыта по освоению и внедрению методов форсайта в области формирования самообразования учащихся в компетентностно-ориентированной образовательной среде.

Ожидаемые результаты

1. Создание открытой образовательной системы в рамках учреждения образования на основе синергетического подхода посредством взаимодействия с консультантом инновационного проекта, педагогическими коллективами других учреждений образования, реализующих данный инновационный проект, и привлечением социальных партнеров.

2. Усиление процессов гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса, способствующих обогащению компетентностно-ориентированной образовательной среды.

3. Повышение эффективности допрофильной подготовки и профильного обучения по формированию готовности учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, построение ими индивидуальной образовательной траектории в соответствии с современными запросами рынка труда.

4. Повышение результатов образовательного процесса посредством перевода личности учащегося в активную субъектную позицию на основе самообразования, обеспечивающую успешную самореализацию на всех этапах обучения.

5. Овладение методами стратегии форсайта активными субъектами образовательного процесса.

6. Активное включение законных представителей в процесс формирования, становления и развития самообразования учащихся посредством просветительской работы и обучающих активных мероприятий.

7. Разработка методических и дидактических материалов педагогами, участниками инновационной деятельности, в области создания образовательных практик на основе использования методов стратегии форсайта.

Консультанты иновационного проекта:

Т. А. Лопатик, заведующий кафедрой педагогики и менеджмента образования Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», доктор педагогических наук, профессор

Пашкович Т. Ф., заместитель начальника центра развивающих педагогических технологий Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»

свернуть