Родительский университет

Как наладить взаимоотношения с ребенком

06.05.2024
развернуть

Рекомендации педагога-психолога

05.05.2024
развернуть

Здоровый образ жизни семьи

06.05.2024
развернуть

Заседание родительского университета в 3 классах по теме "Здоровая семья-здоровый ребёнок"

25.03.2024
развернуть

23 марта прошло заседание родительского университета в 3 классах по теме "Здоровая семья-здоровый ребёнок".
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост - здоровый образ жизни. Именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и к своему здоровью.

свернуть

Мероприятия в рамках республиканского проекта "Родительский университет"

25.03.2024
развернуть

Традиционно в последнюю субботу четверти родители приглашаются для консультаций, обсуждения проблем, получения рекомендаций и советов в рамках республиканского проекта "Родительский университет". Эта суббота не стала исключением. Спасибо педагогам за интересные формы подачи информации!

свернуть

Как помочь себе при стрессе?

06.02.2024
развернуть

Говорим с ребёнком

06.02.2024
развернуть

Тренинг для законных представителей учащихся "Счастливая мама=счастливый ребенок"

15.01.2024
развернуть
 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Средняя Школа №14 г. Полоцка (@_school14polotsk)

свернуть

График проведения общешкольных родительских собраний  на второе полугодие 2023/2024 учебного года

30.12.2024
развернуть

График проведения общешкольных родительских собраний

 на второе полугодие 2023/2024 учебного года

Дата

Классы

Тема

1

01.02. 2024

1-11

Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределения учащихся

1. Возможности воспитания трудом в современной семье. Роль родителей в процессе выбора профессии, поступления на работу.

2. Подготовка к выпускным экзаменам.

3. Ненасильственные методы воспитания.

4. Воспитание у несовершеннолетнего нравственной личности и ответственности за свои дела и поступки.

5. Роль семьи в профилактике алкогольной, табачной и наркотической зависимости: что нужно о ней знать.

6. Безопасность на каждый день.

2

16.05.

2024

1-11

Безопасность детей – общая забота взрослых. Безопасное лето.

1. Роль родителей в обеспечении безопасности учащихся. Профилактика правонарушений и преступлений.

2. Ответственность перед законом: что необходимо знать детям и родителям.

3. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

4. Профилактика электробезопасности, пожарной безопасности, безопасности на водоемах.

5. Организация деятельности школы во время летних каникул.

 

 

 

свернуть

Мероприятия в рамках республиканского проекта "Родительский университет"

23.12.2023
развернуть

23 декабря в нашей школе уже традиционно в последнюю субботу четверти прошли мероприятия в рамках республиканского проекта "Родительский университет". Советы, интересные задания, буклеты, ситуации для размышления - все это для того, чтобы лучше понимать наших ребят, укрепить неразрывную связь: родители- учащиеся- педагоги.

свернуть

Мероприятия родительского университета

27.10.2023
развернуть

В преддверии каникул 27 и 28 октября для родителей наших учащихся в каждом классе проведены мероприятия в рамках республиканского проекта "Родительский университет". Полезная информация, игры, буклеты. Неотъемлемый элемент успешного взаимодействия семьи и школы - нетрадиционные формы работы с родителями. Вместе мы сможем многое!

свернуть

График проведения общешкольных родительских собраний  на первое полугодие 2023/2024 учебного года

25.09.2023
развернуть

График проведения общешкольных родительских собраний

 на первое полугодие 2023/2024 учебного года

Дата

Классы

Тема

1

26.09. 2023

1-11

Основные задачи организации учебно-воспитательного процесса в 2023-2024 учебном году

1. Особенности организации учебного процесса в 2023-2024 уч.г.

2. Государственный школьный стандарт. Правила внутреннего распорядка. Инструктаж по ТБ вблизи строящихся объектов.

3. Безопасное и противоправное поведение детей, административная ответственность за участие в несанкционированных мероприятиях.

3. Ответственность родителей за совершение преступлений в сфере половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних.

4. Безопасность информационного пространства учащихся.

 5. Организации работы объединений по интересам.

2

07.12

2023

1-11

Формирование здорового образа жизни, культуры безопасности жизнедеятельности учащихся

1. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа образовательного учреждения как важная составляющая здорового образа жизни.

2. Борьба с киберпреступлениями, предотвращение их совершения, повышение цифровой грамотности населения.

3. Профилактика суицидального поведения. Организация обучения родителей и законных представителей обучающихся распознаванию симптомов суицидального поведения у детей, навыкам эффективного взаимодействия в кризисной ситуации.

4. О вредных привычках: алкоголь, наркотики, курительные смеси. Профилактика самоубийств среди несовершеннолетних.

5. Безопасность детей на дороге. Профилактика травм.

6. Организация отдыха в каникулярный период.

 

свернуть

Кризисные состояния детей,и пути их преодоления

18.09.2023
развернуть
 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Средняя Школа №14 г. Полоцка (@_school14polotsk)

свернуть

План работы Родительского университета в 2023-2024 учебном году

14.09.2023
развернуть

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся 1-4 классов

№ п/п

Название раздела, темы занятий

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные исполнители

1-е классы

1

Тема 1. Адаптация учащихся в 1 классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

Октябрь

Лекция

Педагог-психолог

Пашкевич А.О.

Классные руководители

Шерстень А.Ю., Бигаева А.Р.

2

Тема 2. Режим дня школьника.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника

Декабрь

Практикум

Классные руководители

Шерстень А.Ю., Бигаева А.Р.

3

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

Март

Круглый стол

Классные руководители

Шерстень А.Ю., Бигаева А.Р.

4

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

Май

Семинар-практикум

Педагог-психолог

Пашкевич А.О.

Классные руководители

Шерстень А.Ю., Бигаева А.Р.

2-е классы

1

Тема 1. Как родители могут помочь детям учиться

Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

Октябрь

Беседа

Классные руководители

Волкова С.М., Анистратова Т.Е.

2

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

Декабрь

 

Круглый стол

Классные руководители

Волкова С.М., Анистратова Т.Е.

3

Тема 3.

Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

Март

Психологический тренинг

Классные руководители

Волкова С.М., Анистратова Т.Е.

Педагог-психолог

Пашкевич А.О.

4

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

Май

Дискуссия

Классные руководители

Волкова С.М., Анистратова Т.Е.

3-е классы

1

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям.

Октябрь

Беседа

Классные руководители

Ковалевич Т.И., Гавриш Т.И.

2

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

Декабрь

 

Лекция

Педагог-психолог

Пашкевич А.О.

Классные руководители

Ковалевич Т.И., Гавриш Т.И.

3

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

Март

Дискуссия

Классные руководители

Ковалевич Т.И., Гавриш Т.И.

4

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

Май

Семинар-практикум

Педагог-социальный

Карпечин М.Ю.

Классные руководители

Ковалевич Т.И., Гавриш Т.И.

4-е классы

1

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников

Октябрь

Лекция

Педагог-психолог

Пашкевич А.О.

Классный руководитель

Климято М.А., Гриневич О.В., Мирошникова Е.В.

2

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

Декабрь

 

Круглый стол

Классный руководитель

Климято М.А., Гриневич О.В., Мирошникова Е.В. 

3

Тема 3. Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

Март

Форум

Педагог-психолог

Пашкевич А.О.

Классный руководитель

Климято М.А., Гриневич О.В., Мирошникова Е.В.

4

Тема 4. Книги в жизни школьника.

Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

Май

Дискуссия

Классный руководитель

Климято М.А., Гриневич О.В., Мирошникова Е.В.

             

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся 5-9 классов

Название раздела,

темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

5-е классы

1

Тема 1. Адаптация ребенка в 5 классе.

Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

Октябрь

Семинар-практикум

Педагог-психолог

Пашкевич А.О.

Классные руководители Алексина А.П., Василенко Т.М.

2

Тема 2. Ребенок среди сверстников.

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника.Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

Декабрь

 

Круглый стол

Классные руководители Алексина А.П., Василенко Т.М.

3

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков.Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

Март

Беседа

Классные руководители Алексина А.П., Василенко Т.М.

4

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

Май

Форум

Классные руководители Алексина А.П., Василенко Т.М.

6-е классы

1

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

Октябрь

Лекция

Классные руководители Заблоцкая А.Л., Станкевич А.А.

2

Тема 2.  Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

Декабрь

 

Психологический тренинг

Педагог-психолог

Пашкевич А.О.

Классные руководители Заблоцкая А.Л., Станкевич А.А.

3

Тема3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

Март

Форум

Классные руководители Заблоцкая А.Л., Станкевич А.А.

4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

Май

Семинар-практикум

Классные руководители Заблоцкая А.Л., Станкевич А.А.

7-е классы

1

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

Октябрь

Беседа

Классные руководители Амосова М.П., Кошовенко Е.М.

2

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

Декабрь

 

Круглый стол

Классные руководители Амосова М.П., Кошовенко Е.М.

3

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

Март

Психологический тренинг

Педагог-психолог

Пашкевич А.О.

Классные руководители Амосова М.П., Кошовенко Е.М.

4

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех

Май

Беседа

руководители Амосова М.П., Кошовенко Е.М.

8-е классы

1

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

Октябрь

Беседа

Классные руководители

Ламинская О.В., Стеблецова Т.В.

2

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

Декабрь

 

Семинар-практикум

Классные руководители

Ламинская О.В., Стеблецова Т.В.

Педагог социальный

Карпечин М.Ю.

3

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

Март

Беседа

Классные руководители

Ламинская О.В., Стеблецова Т.В.

Педагог-психолог Пашкевич А.О.

4

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

Май

Круглый стол

Классные руководители

Ламинская О.В., Стеблецова Т.В.

9 классы

1

Тема 1. Портрет современного подростка

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

Октябрь

Лекция

Классные руководители

Матузова Е.С., Глазырина Ю.С.

2

Тема 2. Агрессия, ее причины и последствия

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

Декабрь

 

Беседа

Классные руководители

Матузова Е.С., Глазырина Ю.С.

Педагог-психолог

Пашкевич А.О.

3

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

Март

Семинар-практикум

Классные руководители

Матузова Е.С., Глазырина Ю.С.

4

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассниковКак помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

Май

Форум

Классные руководители

Матузова Е.С., Глазырина Ю.С.

           

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся 10-11 классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки

проведения

Форма проведения

Ответственные

10-е классы

1

Тема 1. Здоровье – это жизнь

Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня

Октябрь

Лекция

Классный руководитель

Пачковская Н.А.

2

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребенку

Декабрь

 

Круглый стол

Педагог-психолог

Пашкевич А.О.

Классный руководитель

Пачковская Н.А.

3

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.

Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП.

Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья

Март

Беседа

Классный руководитель

Пачковская Н.А.

4

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

Май

Психологический тренинг

Педагог-психолог

Пашкевич А.О.

Классный руководитель

Пачковская Н.А.

11-е классы

1

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

Октябрь

Семинар-практикум

Классный руководитель

Михайленко А.С.

2

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернетзависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

Декабрь

 

Конференция

Классный руководитель

Михайленко А.С.

3

Тема 3. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина.

Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

Март

Дискуссия

Классный руководитель

Михайленко А.С.

4

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).

Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

Май

Психолоический тренинг

Классный руководитель

Михайленко А.С.

Педагог-психолог

Пашкевич А.О.

 

свернуть

«Как помочь ребенку в выборе друзей»

31.03.2023
развернуть

Родителей часто волнует проблема дружеских отношений ребенка со сверстниками. Обычно они переживают, что их ребенок либо ни с кем не дружит, либо дружит не с тем, с кем надо.          Проблемы с друзьями обычно возникают у застенчивых детей. Действительно, застенчивые и робкие дети чаще, чем агрессивные, страдают от изоляции. Поэтому очень стеснительному и замкнутому ребенку нужна помощь взрослых, чтобы наладить общение. При благоприятной обстановке в классе такой ребенок постепенно находит себе подходящего товарища и чувствует себя вполне комфортно.          Иногда очень общительных родителей тревожит, что их ребенок не стремится активно общаться со сверстниками, у него мало друзей. Но одним надо много друзей, чтобы чувствовать себя счастливым, а другим достаточно одного друга. Согласно исследованиям психологов, хотя бы одна взаимная привязанность в классе делает ребенка более уверенным в себе и обеспечивает ему более комфортное существование в коллективе по сравнению с ребенком, которого выбирают многие, но не те, кого выбирает он. Наличие друзей - весьма важная составляющая эмоционального благополучия ребенка. Независимо от возраста друг для ребенка — это тот, с кем интересно, кто поддержит, с кем можно вместе что-то делать, это чувство, что ты не один и кому-то интересен. Взрослея, ребенок вкладывает в понятие дружбы более серьезные и глубокие отношения.          Родители обычно расстраиваются, если те, кого их ребенок называет друзьями, обижают его, пренебрегают им, не дорожат дружбой. Если родителям не нравятся друзья их ребенка, то не стоит настаивать на прекращении отношений и постоянно критиковать друга или подругу. Имеет смысл обратить внимание ребенка на отрицательные стороны сверстника и предоставить ему самому решать, поддерживать ли эти отношения дальше. Иногда достаточно как бы, между прочим, спросить: "И что же, Петя тебя не подождал?", "А Таня тебя чем-нибудь угостила?", чтобы ребенок задумался о том, как друзья относятся к нему. Бывает, что ребенок сохраняет унизительные для него отношения от безысходности. Например, на даче ему не с кем больше общаться, и он рад любому компаньону. А другой ребенок понимает, что от него зависят, и пользуется этим.          Тихая, мечтательная Настя дорожила дружбой с бойкой и самоуверенной Машей, которая постоянно руководила ею, заставляла подчинятся себе. Чуть что было не по ней, Маша угрожала Насте, что не будет с ней дружить. Настя часто расстраивалась из-за этого, но, по мнению ее мамы, продолжала "плясать под Машину дудку". Так было до тех пор, пока Настя не пошла в школу, где у нее появились новые подруги, - она увидела, что отношения можно строить и по-другому, без шантажа и угроз, на равных. Настя стала более критично относиться к Маше. На мой вопрос, что ей больше всего не нравится в сверстниках, Настя сказала: "Не нравится, когда заставляют делать то, что не хочу, и говорят: "Тогда не буду с тобой больше играть!" Вот моя подруга Маша так делает". Я поинтересовалась, почему же она продолжает с ней общаться.

 Настя ответила: "Маша много чего придумывает, с ней интересно".          Как показывает практика, у активно отвергаемых одноклассниками детей обычно нет устойчивых дружеских отношений и вне школы. Однако если непопулярный в классе ребенок имеет возможность общаться со сверстниками помимо школы - во дворе или кружках, где его принимают и ценят, - то отсутствие признания в школе его не травмирует.          Необходимо знать всех друзей своего ребенка, особенно если вы опасаетесь негативного влияния с их стороны. Надо помочь организовать общение ребенку, создать соответствующее окружение. Мало просто отдать его в подходящий коллектив, приглашайте детей домой, по возможности познакомьтесь с их родителями. Самое главное, ненавязчиво создайте ребенку приемлемый круг общения (позаботиться об этом следует, пока ребенок еще маленький). Это могут быть дети ваших друзей, одноклассники, какой-либо клуб, кружок, секция, словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.          Задача родителей - не только поддержать ребенка, попавшего в непростую ситуацию, но и научить его взаимодействовать с окружающими. Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать "нет", не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

свернуть