Физкультминутки

Физкультминутки на уроках русского языка

развернуть

При изучении морфологии с целью запоминания групп частей речи использую пальчиковую физкультминутку. Движения для разминки 10 пальцев (10 частей речи) могут быть разные, на усмотрение учителя, а сопровождение следующее:

 

Морфологию изучим,

Части речи закрепим.

Именные части речи

Дружно рядышком стоят. (4 пальца правой руки сгибаем и разгибаем)

А глагол вместе с наречием –

Вверх 2 пальчика глядят. (2 больших пальца обеих рук поднимаем вверх и вращаем ими)

Три служебных тоже рядом,

О них особый разговор. (3 пальца левой руки сгибаем и разгибаем)

Междометие отдельно (Мизинец левой руки сгибаем и разгибаем)

«Ох!» вздыхает до сих пор.

 

При изучении темы «Глагол» физкультминутка может быть такой:

Наклонитесь влево, вправо,

Влево, вправо, влево, вправо.

 Покружитесь, потянитесь.

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку.

Встаньте, плечи распрямите.

Глубоко теперь вдохните.

Сядьте тихо, отдохните,

Всё в порядок приведите,

Вновь трудиться все начните.

 

Лингвофизминутки

По разделу «Фонетика»

Приседайте столько раз, сколько звуков в слове осень (записать на доске слово).

Подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано это слово.

 

Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове еж. (Слово записано на доске.)

Потянитесь столько раз, сколько звуков в этом слове.

Сделайте столько рывков руками, сколько звуков в слове её.

Покружитесь столько раз, сколько в этом слове букв.

По теме «Суффикс»

На доске написаны слова:

Гора  горка, лес — лесок, поле — полюшко, сом — сомище, внук— внучек, город — городок, мяч — мячик, слово — словечко.

При указании на слово, в котором нет суффикса, учащиеся приседают. Если в слове есть суффикс — поднимают руки вверх.

Такие лингвистические физкультминутки можно проводить абсолютно по каждой теме.

 

свернуть

Физкультминутки на уроках истории

развернуть

 «Древнейшие люди»

Где-то в Африке Восточной Более 2-х млн. лет (это точно),

Человек древнейший жил

Давайте покажем, каким же он был.

Ниже колен руки свисали, (уч-ся показывают)

Но делать уже кое-что помогали.

Вот камешки круглые они отыскали (имитируют поиск камней)

Один о другой их постучали, (стучат кулачками)

И раскололся камень, стал острый!

Теперь обточить палку так просто! (движение от локтя к кисти)

Человек себе похлопал И от радости потопал.

Тема «Древний Египет».

Египетские фараоны с войсками ходили на Север, Юг, Запад,

Восток (повороты головы)

Египетские войска стреляли из лука (имитация)

Шли пешком (имитация) Снова стреляли из лука (имитация)

И шли пешком (имитация)

Знать натиралась благовониями (имитация)

И все снова шли в поход (имитация).

Еще вариант:

Стороны света надо знать,

Чтобы карту уметь прочитать.

И чтобы каждый назвать их смог:

Север (хлопок руками над головой)

Юг (хлопок)

Запад (хлопок с поворотом корпуса налево)

Восток (хлопок с поворотом корпуса направо) (повторить 2 раза)

Закройте глаза и не спешите

Носом стороны вы покажите. (наклоны и повороты головы по сторонам света, повтор 2 раза)

Тема «Искусство Древнего Египта».

Другу иностранному

Объясним про страну странную,

Где строили пирамиды в пустыне

Существующие и поныне.

Пирамиды выглядят вот так (руки вверх, в стороны и на уровне груди, т.е. рисуем картинку в воздухе – 2 раза)

На них смотрят люди вот так (наклоны головы вверх-вниз – 2 раза)

И удивляются увиденному вот так (повороты головы влево-вправо – 2 раза)

А песок около пирамид сыпется сквозь пальцы вот так (имитация – 2 раза)

А чтобы обойти пирамиду, надо идти вот так, вот так (ходьба на месте )

Остановились. Солнце… Жара… Дышим вот так (набираем воздух в легкие и медленно выдыхаем – 2 раза)

Устали… Давайте присядем!

Тема «В городе богини Афины».

А сейчас!

В путешествие мы отправляемся

Очень быстро встаем, собираемся.

Нужна небольшая разминка,

Чтоб в пути не была заминка.

Коль готовы вы всегда,

То кивайте да-да-да! (выполнение по смыслу)

А может, отрицателен ваш ответ?

Хочет кто-то остаться НЕТ-НЕТ-НЕТ!

По горам быстрей шагаем

Про Грецию много чего уже знаем.

Вот оливки собираем

И с земли их подбираем. (имитация)

На триере мы гребем

Не отвлекаемся, не отстаем!

К порту причалили.

Это-Пирей!

Пора посетить нам Афины скорей!

 

 

свернуть

Физкультминутка на уроках трудового обучения

развернуть

Физкультминутка для уроков по обслуживающему труду

 

Линейка, иголка, напёрсток на время забудьте о нас,

Минутная тренировка зовёт к себе нас.

Сегодня мы много трудились и много труда впереди.

Усталость у нас накопилась, закончились силы, смотри.

Мы руки на пояс положим, и в сторону будет наклон,

В другую - сделаем тоже, а дальше будет поклон.

Посмотрим своими глазами сначала на нос, потом вдаль,

Затем снизу вверх посмотрим, как будто рвём календарь.

Поднимем вверх правую руку, а левую прямо вперёд,

Теперь поменяем руки и сделаем наоборот.

На улице солнышко светит, на улице птичка поёт,

И мы улыбнёмся в ответ ей несколько раз наперёд.

Закончилась тренировка, и мы отдохнули, друзья.

И сил для работы набрались, усталость от нас ушла.

Линейка, иголка, напёрсток снова встречайте нас, «Учитель, к работе готовы!».

«Прекрасно, ребята! Сейчас».

 

 

 

свернуть

Физкультминутки на уроках иностранного языка

развернуть

Физкультминутки на уроках немецкого языка

 

  1. Wasser, Sonne, Luft und Wind

Uns`re besten Freunde sind.

Alle Kinder, groß und klein

wollen gute Sportler sein

Frühling, Sommer, Herbst und

Winter - Sport ist gut für alle Kinder.

Eins, zwei, drei, vier, fünf, sechs, sieben,

Sport und Spiel wird groß geschieben.

Эта рифмовка вместо маршировки может сопровождаться простыми движениями: дети поднимают руки вверх, в стороны, вытягивают их вперед, делают хлопок над головой, опускают руки вниз.

 

  1. Eins, zwei, drei, vier,

Alle, alle turnen wir!

Hände hoch und dann nach unten,

Noch einmal, jetzt sind wir munter.

Eins, zwei, drei, vier,

Alle, alle springen wir!

 

  1. Mit den Händen klapp, klapp, klapp,

Mit den Füßen trapp, trapp, trapp.

Einmal hin, einmal her,

Rundherum, das ist nicht schwer!

Mit dem Köpfchen nick, nick, nick.

Mit den Fingern tick, tick, tick.

Einmal hin, einmal her,

Rundherum, das ist nicht schwer!

 

Физкультминутки на уроках английского языка

 

  1. Stand up, sit down(встаемсадимся)

Clap, clap, clap. (хлопаем в ладоши)

Point to the window, (показываем пальцем на окно)

Point to the door,  (показываем пальцем на дверь)

Point to the board,  (показываем пальцем на доску)

Point to the floor.  (показываем пальцем на пол)

Stand up, sit down (встаемсадимся)

Clap, clap, clap. (хлопаем в ладоши)

 

  1. Make your right hand clap, clap, clap. (хлопаем правой ладошкой по левой)

Make your left hand clap, clap, clap. (хлопаем левой ладошкой по правой)

Turn around 1,2,3. (поворот вокруг себя)

It is easy, you can see !

Make your right foot tap, tap, tap. (топаем правой ножкой)

Make your left foot tap, tap, tap. (топаем левой ножкой)

Turn around 1,2,3. (поворот вокруг себя)

It is easy, you can see !

 

  1. We are running,(бегна месте)

We are jumping, (прыгаем на месте)

Trying sky to get. (поднимаемся на носочки, руки вверх)

We are skipping, (перескакиваем с ноги на ногу на месте)

Trying sky to get.  (поднимаемся на носочки, руки вверх)

We are flying like a real jet. (руки в стороны, показывая самолёт)

We are hopping, (прыгаем на месте на одной ноге потом на другой)

We are climbing (как будто карабкаемся вверх)

Like a funny cat. (рисуем в воздухе усы как у кота)

Mew. (садимся на место)

 

Физкультминутки на уроках французского языка

 

На полу лежит верёвка в виде кольца. Дети берут её в правую руку и идут друг за другом, произнося слова стихотворения. Сначала медленно, затем быстро, затем опять медленно:

  1. Tourner, tourner, toutner,

J’aime tourner.

Les chevaux de bois tournent tous à la fois,

Vite, vite, vite, vite.

Tourner, tourner, toutner,

J’aime tourner.

Les chevaux de bois s’arrêtent tous à la fois,

Stop, stop, stop, stop.

 

Учащиеся изображают паровоз и вагоны. Они двигаются, согнув руки в локтях. Сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее:

  1. Ra – ta – ta… Ra – ta – ta…

Disent les roues des wagons...

Nous marchons, nous marchons !

Ra – ta – ta… Ra – ta – ta…

Nous roulons, nous roulons

Aussi vite que nous pouvons.

Ra – ta – ta… Ra – ta – ta…

Avançons et laissons

Derrière nous les stations !

Ra – ta – ta… Ra – ta – ta…

Chantent les roues des wagons.

 

Произношение стихотворения сопровождается движениями рук, ног, шеи, корпуса, подчинёнными ритму стихотворения:

  1. Deux jolis bateaux

Pour aller sur leau

Le tien est tout blanc

Le mien va devant

Le tien est tomb

Le mien - a gagn.

 

свернуть

Физкультминутки для учащихся начальных классов

развернуть

Физкультминутки

  1. Пальчиковая физкультминутка

Здравствуй, пальчик мой большой,

Здравствуй, указательный,

Здравствуй, средний пальчик мой,

Здравствуй, безымянненький,

Здравствуй, пальчик мой меньшой,

Мой мизинчек маленький.

 

  1. Пальчиковая физкультминутка

Этот пальчик маленький,

Этот пальчик слабенький,

Этот пальчик длинненький,

Этот пальчик сильненький,

Этот пальчик – толстячок,

Ну, а вместе – кулачок.

3.

Затишье перед бурей

стоят ровно

Поднимается ветер

трут ладони

Застучали первые капельки дождя

щёлкают пальцами

Дождь усиливается

хлопают по плечам

Ещё сильнее

стучат по коленям

Гром!

прыжок на месте

Гром!

прыжок

Дождь идёт

стучат по коленям

Дождь всё тише

хлопают по плечам

Тише

щёлкают пальцами

Дождь перестал

стоят тихо

И выглянуло солнышко

машут руками вверху

  1. Мы писали и устали.

Ну, тогда все дружно встали.

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп. Немного отдохнём

И домой пешком пойдём.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте её поможем:

Вправо – влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

 

  1. Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою покружилась.

 

6.

Хомка, Хомка, хомячок,

полосателький бочок.

трут бока

Хомка раненько встаёт,

потягиваются

Щёчки моет

трут щёки

Лапки трёт.

движения мытья рук

Подметает Хомка хатку

метут воображаемыми мётлами

И выходит на зарядку.

маршируют

Раз

руки вперёд

Два

руки вверх

Три

руки в стороны

Четыре, пять.

трясут кистями рук

Хомка хочет сильным стать!

руки согнуты к плечам, показать силачей

  1. Мы гуляем во дворе,

Видим домик на горе,

Мы по лесенке взобрались,

И в окошко постучались.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Открывай скорее, друг.

8.

Бабушка кисель варила 

правая рука «помешивает кисель»

На горушечке,

 

кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора)

В черепушечке 

округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку

Для Андрюшечки (Аленушки)

показывают на себя

Летел, летел соколок

Через бабушкин порог

ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за друга

Вот он крыльями забил

скрещенные ладони помахивают, как крылья

Бабушкин кисель разлил, 

руками несколько раз ударить по бокам

У старушечки

На горушечке

вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить

Бабуля плачет: «Аййй!» 

“плачут”

«Не плачь, бабуля, не рыдай!» 

руки «утирают слезы»

Чтоб ты стала весела, 

указательный палец правой руки «грозит бабке»

Мы наварим киселя 

правая рука «помешивает кисель»

Во-о-от столько! 

руки разводят широко в стороны

9.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны, 

прыжки на одной ноге, на другой ноге

Кар-кар-кар

дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе

Целый день они летали, 

Спать ребятам не давали.

бег на месте со взмахами рук в стороны

Кар-кар-кар. 

дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе

Только к ночи умолкают,

ходьба на месте

Вместе с нами засыпают.

«засыпают»

  1. На зарядку становись!

Вверх рука, другая вниз! 

Повторяем упражненье,

Делаем быстрей движенья. 

 Раз — вперёд наклонимся.

Два - назад прогнёмся.

И наклоны в стороны

Делать мы возьмёмся. 

 Приседания опять

Будем дружно выполнять.

Раз-два-три-четыре-пять.

Кто там начал отставать? 

 На ходьбу мы перейдём, 

 И урок наш вновь начнём. 

свернуть

Физкультминутки на уроках музыки

развернуть

Физкульминутка «Гамма»

«До-ре-ми», вот, например,

Это три ступеньки вверх (три небольших подъема вверх)

«Фа-соль-ля-си» - шаг стал шире

Это вверх еще четыре (еще 4 подъема вверх и выпрямиться)

«Си-ля-соль» - мы вниз пошли (опускаемся вниз)

«Фа-ми-ре» - до «До» дошли (присели до конца)

А иеперь, размяв коленки,

Побежим через ступеньки.

свернуть